ВЫСТАВКА-БАЙОПИК «ВИКТОР ЦОЙ. ПУТЬ ГЕРОЯ». ЦВЗ «МАНЕЖ»
В экспозиции представлены предметы, связанные с жизнью Виктора Цоя: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет и арт-образы
В Центральном выставочном зале «Манеж» Москвы, 15 января, открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Это первое мероприятие такого масштаба, выставка-биография, посвященное поэту и музыканту, легенде российского рока.
Проект приурочен к 60-летию со дня рождения Виктора Цоя, которое будет отмечаться 21 июня 2022 года
Прожив всего 28 лет (21 июня 1962 Ленинград - 15 августа 1990 Тукумский район), Виктор Цой является легендой уже не одного поколения, бунтарь, борец, выразивший себя в творчестве без вранья и лицемерного поучительства. Он заявил о своем веке и заглянул в будущее, что отражено в музыке, стихах, картинах, кино.
В 1988 году по итогам опроса кинокритиков журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро — Виктор Цой был назван лучшим актером года.
Смерть поэта и музыканта Виктора Цоя в автомобильной катастрофе в Латвии была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке в Москве появилась «Стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив» и признаниями в любви музыканту.
Режиссер Алексей Учитель снял документальный фильм «Последний герой», посвященный Виктору Цою.
Проведение уникальной выставки в 2022 стало возможным благодаря семье музыканта — отцу Роберту Максимовичу и сыну Александру, ближайшему окружению Виктора Цоя, его друзьям, поклонникам, а также коллекционерам.
Выставка охватывает несколько сфер жизни легендарного музыканта, его путь от кочегара, работающего в угольной котельной, до артиста, покорившего мир своими песнями, картинами, актерской игрой.
Выставка-биография проходит в 11 залах, размещена на площади три тысячи квадратных метров. Авторы проекта воссоздали весь путь музыканта — от застенчивого мальчишки до кумира нескольких поколений. Экспозиция организована не хронологически, а по темам: музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство.
«Задумывая выставку, мы хотели не просто погрузить зрителей в атмосферу музыки и образов, знакомую миллионам людей в нашей стране, но и дать возможность увидеть другого Цоя — художника, героя неснятого киберпанк-боевика, представителя неизвестного западной публике советского андеграунда. Сценография, аудио и визуальные эффекты выводят этот проект за рамки привычной выставки, поэтому мы называем ее выставка-байопик и, приглашая зрителей, говорим: “Будет как в «Кино»!”», — рассказал Александр Цой, креативный продюсер проекта.
Музыкальный вкус Виктора Цоя во многом сформировали Дэвид Боуи, The Beatles, Scorpions, Led Zeppelin, Мик Джаггер и The Rolling Stones, Duran Duran. Он собирал их альбомы, дорожил каждой пластинкой. Особое место в его коллекции занимал винил французских рокеров Noir Desir — тот самый, который подарил Цою его друг, дипломат и писатель Жоэль Бастенер, один из кураторов выставки.
Плакаты с изображением кумиров Цой развесил когда-то по всей своей комнате. Многие из них он перерисовал акварелью сам, скопировав из журналов, которые привозили из-за границы знакомые. Виктор Цой мог бы стать профессиональным художником, после окончания средней художественной школы он поступил в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова, но был отчислен за неуспеваемость, хотя страсть к этому виду искусства никогда не уходила из его жизни.
Самые его распространенные герои - смешные квадратные человечки, которых он задействовал в разных сюжетах, от доисторической охоты до любовных свиданий. Цой писал не только на бумаге, также и на кухонной клеенке, упаковочном поролоне, своеобразный бытовой цоевский перфоманс.
С осени 1986 по 1988 г.г. Виктор Цой работал кочегаром (чтобы не попасть под статью о тунеядстве) в угольной котельной под броским названием «Камчатка» (сейчас там располагается одноименный клуб-музей Цоя под руководством продюсера Сергея Фирсова, который тоже там работал). К середине 1980-х Цой был уже достаточно известен в ленинградской рок-тусовке: играл с «Кино», записал два альбома, один из которых при содействии Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».
В конце 1980-х работа в котельной осталась в прошлом. Началась новая жизнь, полная концертов и гастролей, в том числе за рубежом. В семейном архиве Цоя сохранились заграничный паспорт, визы, авиабилеты, заявления, анкеты для отдела виз и регистрации. Все заграничные поездки Цой снимал на свою видеокамеру, в то время это была настоящая роскошь.
Кроме видео, домой он привозил сувениры и вещи, купленные за рубежом, например, в 1990 его шкаф пополнился кимоно из Японии. Виктор отличался вкусом и своим стилем, где ярко выражена любовь к черному, что ему шло необыкновенно.
В апреле 1990 г. группа «Кино» (Виктор Цой) выступает с концертом в «Олимпийском», все складывается как нельзя лучше.
видео: youtube
Благодаря американке Джоанне Стингрей Виктора Цоя и «Кино» узнали в США, поклонники ждали новых пластинок и концертов. Его живописные работы тоже засветились: однажды Джоанна показала несколько картин легендарному Энди Уорхолу, который, одобрив их, подписал для автора банку того самого супа «Кэмпбелл» — первое, что попалось под руку. Цой так никогда ее и не открыл — сохранил на память.
Самое большое количество поклонников было у Цоя на родине, в России. Фанаты отправляли ему письма в Ленинград, на адрес родительской квартиры. Послания — все до единого — передавали музыканту, он читал их и по возможности старался ответить. Земфира рассказывает, что к року привел ее именно Виктор Цой.
Цой имел успех и на актерском поприще. Он снялся в восьми фильмах, часть из которых документальные. Режиссеры игрового кино ценили его за артистичность и харизму. Виктор Цоя можно увидеть в «Ассе» (1987) Сергея Соловьева и «Игле» (1988) Рашида Нугманова. В последней он исполнил роль Моро — молодого человека, который спасает от наркозависимости свою знакомую. Оценили эту работу не только поклонники, но и критики: журнал «Советский экран» назвал Цоя актером года.
А в 1990 году Цой должен был сняться в «Цитадели смерти», киберпанк-фильме Рашида Нугманова, второй части «Иглы». По сюжету, полюбившийся зрителям Моро продолжал бороться со злом — но уже за пределами страны. Все было почти готово: сценарий для картины написал Уильям Гибсон, к работе планировали приступить продюсеры из Японии, на роли, кроме Цоя, утвердили Брюса Уиллиса и Дэвида Бирна, собирали декорации. Нугманов сохранил в своей коллекции реквизитные предметы, которые ему так и не пригодились: дорожные знаки, разукрашенные покрышки, металлические баки, кое-что из одежды, стул с именем актера и многое другое.
Съемки не состоялись из-за гибели Виктора Цоя — его не стало 15 августа 1990 года под Ригой. До сих пор его смерть непонятна, мистична и не укладывается в сознание.
Изменилось время, наступили долгожданные перемены, но и после своей смерти Виктор Цой продолжает выражать настроение новой эпохи. Тексты его песен схожи с поэзией Пушкина по простоте, той народной мудрости и лаконичности.
Важная часть экспозиции — взгляд на творчество Цоя глазами людей другой культуры. Тексты к выставке и в каталоге написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастенэром, другом Виктора, который издал его пластинку во Франции в 1989 году. Свои архивы передала также Джоанна Стингрей (США), популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе. Рашид Нугманов (Франция) представил целый зал, посвященный фильму, который готовили к съемкам японские продюсеры.
Виктор Робертович Цой, рок-музыкант, певец, поэт, основатель и лидер рок-группы «Кино», художник, киноактер, человек-космос. Имя Виктора Цоя носит астероид № 2740.
Его продолжают помнить и любить вне возрастной категории, в том числе люди, которые родились уже после его смерти. Русский кореец-шаман потрясающей энергетики, навсегда молодой, с прекрасными стихами, мелодиями, голосом, творчество которого наполнено светом, без нажима и педалирования ко вниманию публики. Высокий современный парень, загадочно молчаливый, владеющий техникой восточных единоборств слагал и пел актуальные песни с долей романтики средневекового трубадура.
Цой жив?
Девочки-студентки, выдававшие посетителям наушники и айфоны, признались нам после выставки, что Виктор Цой, действительно, жив, они прочувствовали на себе, на рабочем месте, до мурашек...
Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Департамента культуры города Москвы, сервисов Яндекс. Go, Яндекс Плюс и Яндекс.Афиша
видео: youtube
Алла Козлова для сетевого издания «Звезда Сочи»
Использованы материалы: официальный сайт мэра Москвы; vokrug.tv; daily.afisha.ru
Фото: «Звезда Сочи»; zen.yandex.ru