Популярность джаза в мире так велика, что многие даже не понимают, что он давно проник в наш мир и наш быт.
Джаз появился в Соединенных Штатах, как музыка черного населения Америки. Одни говорят, что джаз начался в Канзас–Сити, другие – в Новом Орлеане, третьи утверждают, что именно в это время он появился в Чикаго. Джаз – признак всепроникающей свободы. Каждый джазовый исполнитель апеллирует к зрителям. Он бессилен без них. Джаз живет в непрерывном контакте, который возникает в зале. Он – не только музыка. Он и танец, и нескончаемая импровизация, и, конечно, любовь…
Саксофониста Игоря Бутмана называют «товарным знаком российского джаза». Он играл и для президентов: Ельцина, Клинтона, Цзян Цзэминя, Путина и для гостей «Русского дома» на различных Олимпиадах, и на знаковых мероприятиях Москвы и С.Петербурга и на закрытых частных вечеринках по всему миру. Он играл и для изысканных джазменов, и для простых людей, но неизменно остается естественным и понятным. У него все получается легко: он занимается благотворительностью, создает клубы, организует фестивали, сотрудничает с выдающимися актерами и музыкантами (среди которых Рэй Чарльз, Джордж Бенсон, Юрий Башмет, Михаил Козаков и многие другие). И он всегда открыт для новых идей.
История Фестиваля (тогда он назывался «Акваджаз») началась в 2010 году, когда в Сочи стартовала Культурная Олимпиада и Оргкомитет «Сочи 2014» предложил Игорю Бутману провести джазовый фестиваль международного значения. За последние 10 лет он стал одним из любимейших фестивалей нашей страны. Все участники неизменно признаются в любви к нашему городу. Но, что особенно важно, ежегодно Игорь Бутман втягивает в орбиту Фестиваля новых зарубежных исполнителей, которые моментально становятся его страстными пропагандистами, делая город Сочи главным джазовым центром России.
Х международный Sochi Jazz Festival существенно расширил свою программу, захватив практически все открытые площадки в Сочи. И не только Центрального района, но и концертный зал «Сириус», который в последний год особенно плотно работает с Сочинским Концертно-филармоническим Объединением (СКФО). По сути, весь город подпал под обаяние джазовой музыки. Начавшись с традиционного парада оркестров в парке «Ривьера», в этом году парад прошел по главному бульвару города, улице Навагинской, от здания ЦУМа и закончил свое движение у площади Флага (что рядом с Мэрией). Во главе парада – неизменный Арт директор Sochi Jazz Festival, Игорь Михайлович Бутман, но в числе музыкантов был замечен и наш (тоже неизменный) мэр города Сочи, Анатолий Николаевич Пахомов.
Если Вы не родились в 20-30-х годах ХХ века в Новом Орлеане, то Вам уже никогда не увидеть парад джазовых оркестров того времени, когда музыканты еще не были столь респектабельны, но их было множество. Объединив грустные песни о далекой родине, распространенные в негритянских кварталах (блюзы) с английским стилем кантри, наши эмигранты из Одессы «замешали» их на родных одесских «дрожжах», и породили блестящий стиль, который и стали называть Jazz, что в переводе – живой энергичный кричащий. И это всеобщее увлечение игрой на различных инструментах достигло своего апогея к 70-м годам прошлого века. По улицам Нового Орлеана, играя непрерывно, шли музыканты. И городок наполнялся радостью. Кусочек этого чуда музыканты Игоря Бутмана и продемонстрировали сочинцам и гостям города 1 августа, таким образом дав старт нынешнему юбилейному Х Фестивалю.
Немного истории: 40 лет назад Сочи уже был местом паломничества джазменов. Происходило это, когда Зимним театром руководил Семен Григорьевич Инкин. Он же положил начало фестивалям, одним из которых был джаз-фестиваль «Черное море».
Частыми гостями на фестивале были оркестры Олега Лундстрема и Анатолия Кролла. Они подтянули и знаменитого уже тогда на весь мир саксофониста Игоря Бутмана и певицу Дебору Браун (США). Он собрал вокруг этого мероприятия лучшие силы страны и гостей из разных стран: Николай Левиновский (теперь уже гражданин США), известный на весь мир, пианист Даниил Крамер, певец и композитор Сергей Манукян, пианист Андрей Кондаков, в составе трио с Полом Боленбаком (гитара) США и Лореном Робаном (барабаны) Франция, певица Брианна Томас (США) и много молодых «поштучно отобранных» наших музыкантов.
Потом был перерыв, который вполне можно назвать провалом, пока не пришла «благая весть» о Сочинской Зимней Олимпиаде 2014. Дальше все снова закрутилось/завертелось и к нынешнему десятому юбилею Фестиваль уже настолько набрал силы, что город наполнился не только местными фанатами джаза, но и приезжими из разных городов и стран мира.
Что нам подготовил Sochi Jazz Festival в этом году?
Сегодня, 2 августа, в Зимнем театре выступит трио одной из самых известных джазовых вокалисток США - Jane Monheit и Квинтет Игоря Бутмана.
3 августа в Зимнем театре в рамках Фестиваля свои программы представят Allan Harris и его Band, а также Государственный Джаз-Оркестр Армении под управлением Армена Уснунца.
4 августа на Гала-концерте в КЗ «Фестивальный» впервые в России выступят 12-ти кратные номинанты на премию «Грэмми», легендарная группа «Spyro Gyra», и бессменные хедлайнеры «Sochi Jazz Festival» Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр.
И в заключение, что нужно знать (и понимать) отправляясь на джазовый концерт впервые?
Отправной точкой в джазовой композиции является «стандарт». Что такое стандарт, или «эвергрин»? Это популярная эстрадная или джазовая композиция, которая известна всем практикующим джазовым исполнителям и используется для импровизации. Мастер класс этого явления мы получили неделю назад на фестивале «Крещендо» Дениса Мацуева, когда в конце первого дня на сцену неожиданно поднялся маэстро Юрий Башмет и предложил «помузицировать». Он сел к роялю и начал тему песни «Подмосковные вечера», постепенно развивая ее в джазовой манере. Денис Мацуев (буквально) присел рядом, и они исполнили нам свою неповторимую импровизацию.
Изначально стандарты использовались из практических соображений – музыканты собирались на сейшены стихийно, на репетиции и подготовку времени не было, поэтому за основу для импровизации брали известную всем популярную песню (ну, как для нас «Подмосковные вечера»).
Со временем джазовый репертуар значительно расширился оригинальными композициями, а музыканты стали профессионалами, которые могли уже сами выбирать программу.
Однако практика исполнения «стандартов» сохранилась. «Стандарт» стал одним из признаков джазового мышления и перешел в категорию эстетики джаза.
Именно поэтому, когда зал реагирует на знакомый стандарт, это полностью отвечает принципам жанра, который как бы говорит нам - «Заходи, будь, как дома. Здесь все свои…», и это состояние, как магнит притягивает любителей джаза всех стран.
Сегодня для джазменов и любителей джаза нет ни стилистических, ни географических преград. Поэтому всем будет весело.
Приходите, здесь все – свои!
Автор: Наталья Моспанова для «Звезды Сочи»
Фото: «Звезда Сочи»; СКФО/ Виталий Пустовалов; radiocantilo.com; рунет свободное пользование