Беседы с балериной и художницей-пуантисткой Ильмирой Багаутдиновой от Люси Солей в Сочи
В фойе Зимнего театра шли последние приготовления к открытию вернисажа...
Об удивительном творчестве Ильмиры Багаутдиновой создавать картины на пуантах я узнала из новостного анонса.
Mon ami, мне выпала большая удача - побеседовать с балериной Мариинского театра и первой художницей-пуантисткой.
Я разглядывала лебедя, нарисованного пуантами.
«Блистательна, полувоздушна…» — в зал впорхнула хрупкая, красивая и улыбчивая девушка. Она выбрала приготовленные краски, и изящным движением руки стала выводить свой автограф на прозрачном стенде с картинами. Это была Ильмира.
Мой добрый друг, многие художники находили вдохновение в изящных движениях балерин, в их грациозных и красивых телах. Э. Дега, О.Ренуар, Ж. Себастьяна и многие другие наблюдали за жизнью балерин на сцене и на репетициях. В своем творчестве художники раскрывали зрителю тайну и красоту прекрасного искусства балета.
А если попробовать изобразить энергию эфемерного искусства танца, его дух на холсте? И какого цвета энергия движения на пуантах радости или философских размышлений?
Ильмира попробовала и оживила живопись. Чувства, выраженные балериной через пластику и движения тела в танце, соединились с красками на холсте.
Все начиналось с фотосессии в 2008 году, с обливанием краской и замысловатых отпечатков от пуантов. Через несколько лет Ильмира станцевала на холсте… картину.
«И расколдованные звуки,
И мир на кончике носка!»
Галин Михаил
Ильмира, что является первичным в рождении ваших картин: вдохновение, музыка, замысел, цвет, танец или что-то другое?
— Всегда по-разному. Мои картины по-разному задумываются, но абсолютно точно - это стихийная живопись. Я никогда ничего не прорисовываю никаким карандашом. Я танцую. Как я станцевала, что получилось, как смешались краски, всё одномоментно. Первая картина была на заказ от балерины. Я знала её, какой она человек, её карьеру, желаемые цвета. Мне было проще, потому что я воплощала философскую идею и желание заказчика.
Летом у меня, как у настоящего художника, появились картины на пленэре. Картины посвящены разным архитектурным шедеврам нашего города Санкт-Петербург и природным шедеврам Турции. Например, написать картину в Турции, в каньоне Тазы вдохновила природная красота, сложный и опасный путь, красная земля, дымка-пыль от выжженной земли. На картине нет чётких линий и форм. Другие картины, такие, как «Магическое число 7» или «Летний дождь», я рисовала в студии. Аккуратненько макала носочек в краску, делала отпечаток, линией, как battement tendu проводила нотный стан.
Есть картина, которая отличается от пленэра и от студийных картин – это «Хорошее настроение». В интернете мне попалось изумительное стихотворение о простых и душевных вещах, о которых в суете, в работе, в проблемах мы забываем и нужно напоминать о них каждый день. Картина пока ждёт своего хозяина. Я надеюсь, что для того, кто её приобретёт, каждое утро картина будет мотивационной и заряжающей энергией.
Где находится ваша первая картина?
— Моя первая картина сейчас находится в Особняке И.К. Мясникова. Там у меня был Арт-вечер и выставка «Коллекция лебедей». На этой картине изображен лебедь, и она посвящена знаменитому фотохудожнику Григорию Майофису. 15 лет я была его моделью. Его работы представлены во многих музеях мира. Григорий Майофис стал для меня своего рода локомотивом. Он предоставил свою студию для первых моих работ. Мнение Григория для меня имеет большое значение. Самая первая работа - триптих была написана прямо в залах Мариинского театра. Но именно, после того, как я начала писать картины в фотостудии Григория Майофиса, меня затянуло это творчество и нашло отклик у зрителя. Одна моя работа находится в Музее, некоторые картины приобретены частными коллекционерами, две картины куплены на аукционах. Успех очень вдохновляет. Вдохновляет то, что каждая картина находит своего поклонника. Это очень приятно и удивительно.
Основная моя коллекция написана в фотостудии Григория Майофиса. Следующая коллекция — Коллекция Неровных картин. Поскольку я пишу картины, танцуя, то мне нужно, чтобы холст не продавливался. Тогда я попробовала писать на фанере. Такую неровную фанеру мне выпиливает мастер Мариинского театра. Для Музея воды в Санкт-Петербурге я оформила картину в восьмиугольник, по образу восьмиугольной башни, которая является символом музея.
«То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет»
А. Пушкин
На танцевально-живописный перформанс в зале Зимнего театра собралось много людей. Рядом со мной стояла парочка, мужчина и женщина элегантного возраста. С детским любопытством они наблюдали за движением ног балерины, танцующей на холсте. Мужчина обратился ко мне, чтобы поделиться своим впечатлением: «Я впервые вижу, чтобы картину писали на пуантах. Непонятно, но интересно». С удовольствием поддерживая разговор, я отвечала: «Представляете, Вы присутствуете при рождении новой, неизвестной даже самому автору, картине. Этот момент неповторим и ценен тем, что мы с Вами в некотором роде, являемся соавторами этого процесса. Энергия наших чувств и мыслей передается художнику. Художник объединяет эмоцию зрителя со своей и переносит её на холст во время танца».
Перформанс сближает разные виды и формы искусства с жизнью. Перформер общается «наедине со всеми», вовлекает в своё искусство большое количество зрителей, удивляет, а возможно, шокирует, расширяя его познания и взгляды.
Какая цель ваших перформансов? Что Вы хотите рассказать зрителю?
— Мне комфортнее творить в студии наедине со своими мыслями и красками, перформанс появился уже в процессе. Я понимаю, что публике будет интересен и сам процесс создания картины.
—Каждый мой перформанс требует больших эмоциональных и физических затрат. Мой первый перформанс я сделала на льду Финского залива в мороз, когда защищала от застройки бухту Батарейную. Все ради сохранения уникального природного места. Я поняла, что можно выразить своё мнение и повлиять на ситуацию красиво, с помощью искусства. Потом были другие перформансы, посвящённые разным проблемам. Они никак не перекликаются с живописными.
«Мода занимает центральное место в современной культуре и ее следует рассматривать в контексте всего, что было наработано и создано визуальной и материальной культурой миллениума».
Франческа Граната «Экспериментальная мода. Искусство перформанса, карнавал и гротескное тело»
Первые перформеры отрицали какую-то модность в образе. Только в 80-х годах участники перформанса стали придавать большее значение своему внешнему образу, а именно одежде. Многие стали взаимодействовать с дизайнерами одежды. Можно сказать, они прививали вкус своей аудитории через внешность и свой стиль.
Ильмира, для Вас важен внешний вид и в создании перформанса и вообще, в жизни?
— Конечно, очень важен. К примеру, для последнего перформанса «Мы хотим в космос» я тщательно подбирала костюм и макияж под космический архитектурный дворик Газпрома и устремлённого в космос Лахта Центра.
Мне интересно сотрудничество с дизайнерами и модельерами, и я достаточно тесно сотрудничаю с ними. Я принимала участие в модных проектах. Труд дизайнеров очень ценен. Мода находит отражение в постановах, в идеях хореографов, в работе мастеров по костюмам. Важно чувствовать пульс времени. Мода – это не просто красивая одежда, это ощущение себя, наше послание миру через образ.
Какое ваше идеальное платье?
— Для разных мероприятий, разные образы. Одного идеального нет. Я артистка и могу перевоплощаться и хорошо себя чувствовать в разных образах. Умение перевоплощения подчёркивает разные грани моего характера.
Ильмира, сегодня ваш перформанс создания картины в Зимнем театре Сочи прошел прекрасно. Зрители слушали Вас и наблюдали за вашими действиями с большим интересом. Яркие аплодисменты, вопросы зрителей и фото на память с Вами продолжались очень долго. Какое впечатление сложилось у Вас от сочинского зрителя?
— Очень отзывчивые и искренние зрители. С неподдельным интересом меня останавливали уже на лестнице, чтобы задать свои вопросы и поблагодарить.
Что Вы пожелаете читателям СМИ «Звезда Сочи»?
— Будьте красивыми! Вдохновляйтесь новым и интересным, на что отзывается душа! Вдохновение мотивирует жить ярко и по максимуму.
Мой любознательный друг, я постаралась увлечь тебя маленьким путешествием в загадочный мир художницы-пуантистки Ильмиры Багаутдиновой и открыть новые грани в себе. Ведь воистину правда, о чём размышлял мудрый Экзюпери в своей книге «Манон, танцовщица»: «Путешествуют не в пространстве, путешествуют внутри самих себя. Новое место чарует нас в той мере, в какой обновляет нас».
Людмила Безкоровайная/ «Звезда Сочи»
Фото: автора
Справочно:
ИЛЬМИРА БАГАУТДИНОВА
Заслуженная артистка Республики Калмыкия (2014)
Родилась в Ленинграде.
Окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в 1999 году (класс Инны Зубковской).
В труппе Мариинского театра с 1999 года.
В 2012 году окончила магистратуру Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой по специальности искусство хореографа.
ИЛЬМИРА БАГАУТДИНОВА
Заслуженная артистка Республики Калмыкия (2014)
Родилась в Ленинграде.
Окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в 1999 году (класс Инны Зубковской).
В труппе Мариинского театра с 1999 года.
В 2012 году окончила магистратуру Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой по специальности искусство хореографа.