Журнал громких событий

ДАВАЙТЕ ПОКРЕАТИВИМ!


Перестаньте задумываться о смысле. Логика предсказуема. Мыслите иначе - Пол Смит

31 октября в России день неоднозначный, помимо сегодняшнего Дня автомобилиста, уже традиционно и в России отмечают ночь перед Днем всех святых (All Saints' Day) - 1 ноября.  Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. Истоки этот противоречивый праздник берет из кельтской культуры. У кельтов существовали четко обозначенные «начала времен года». Их было четыре. Самайн знаменовал собой приход зимы и отмечался 31 октября.
Дети сегодня наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, требуя сладостей. Взрослые тоже чудят, не отставая от детей.



Сегодня щеголяет в необычных костюмах, вешает на стены летучих мышей и вырезает фонари из тыквы, хотя многие лишь взирают на сегодняшнее "безобразие" - хорошо, если только с непониманием. Но все согласятся, что любой праздник– повод хорошо провести время с близкими, порадовать себя и добавить в жизнь немного обычных волшебных вещей. И сегодня можно и даже нужно поразмышлять и взять на заметку эту пресловутую креативность.

Покреативим-ка, покреативим, ага!

Москва /hit.media

О креативных индустриях
Начнем с названия. Несмотря на то, что за последний год в этой сфере многое изменилось, и термин «креативные индустрии» благодаря всплеску публикаций в СМИ уже можно назвать устоявшимся, противники слова с иностранными корнями все равно встречаются. Поэтому, если вы слышите, как кто-то рассуждает о творческих индустриях или ведет беседу об индустриях культурных – на самом деле разговор идет о все тех же креативных индустриях. Причем все три понятия подразумевают объединение интеллектуальной деятельности и бизнеса.

Еще один вопрос без однозначного ответа – что можно относить к креативным индустриям, а что нет. Большинство стран придерживаются списка, разработанного UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию). Это реклама, архитектура, ремесло и народное творчество, дизайн, мода, кинематограф, видео, фотография, музыка, исполнительское искусство, издательство, исследования и разработки, компьютерные программы, компьютерные игры, электронное издание, радио и телевидение.

Методологическая основа количественного измерения креативных индустрий и креативной экономики в мире окончательно еще так и не сформирована. Одна из первых попыток классифицировать креативные индустрии была предпринята Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании в 1998 году. Позднее ЮНЕСКО и ЮНКТАД предложили альтернативные типологии. В странах Европы и Азии креативные индустрии группируются по-разному. При этом, все та же ООН статус креативного города раздает только по 7 направлениям.



Некоторые страны создают свой собственный список или расширяют список UNCTAD по своему усмотрению. Например, в Таиланде к креативным индустриям относят национальную кухню и медицину.
И уже не новость, что креативность можно найти (или проявить) абсолютно любому человеку в любой его деятельности.

Значит ли это, что теперь любую индустрию можно причислить к креативным?
За последние 10 лет объем рынка креативных индустрий вырос более чем в два раза. Этот факт можно считать утвержденным. Но если задаваться вопросами, какая страна самая креативная, у кого больший вклад креативных ВВП, у кого он самый качественный, какие прогнозы на дальнейший рост – сразу начинается веселье. Которое плавно вытекает из предыдущего пункта. У кого-то креативных индустрий 10, у кого-то 15. А кто-то в свои расчеты включает не только объем ВВП, но и обращается к критериям оценки населения, например, по толерантности.

Москва /hit.media

Даже внутри одной страны эти цифры и коэффициенты могут разниться.
Согласно прошлогодней оценке АСИ (Агентство Стратегических Инициатив), общий вклад креативных индустрий в ВВП России составляет 4,98%. А по версии ВШЭ (Высшая Школа Экономики) – всего 2,2%.

Москва /hit.media

По крайней мере, оба отчета согласны в том, что развитие креативных индустрий в России сопоставимо со средним уровнем по планете, но пока отстает от развитых стран.

Сеул/ asialawportal.com

Если говорить о городе, предоставляющем наибольшее количество возможностей для развития креативности, то это скорее всего, Сеул. Там много креативных кластеров, а половина ВУЗов города предлагает для изучения творческие дисциплины.
Южная Корея вообще достигла невероятных успехов в развитии креативной экономики. Задумайтесь, наверняка среди ваших друзей и знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов. И сегодня довольно сложно найти того, кто совсем ничего не слышал про «Игру в кальмара».



А все потому, что с 2009 по 2017 год в Южной Корее работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.

У нас тоже есть, чем похвастаться в плане захвата международного рынка - мультфильм «Маша и Медведь» переведен на 36 языков, демонстрируется более чем в 100 странах. Количество просмотров русского феномена «Маша и Медведь» на YouTube превысило 100 млрд за десять лет присутствия на видеоплатформе, сообщила пресс-служба компании Animaccord. 



В России самым креативным городом является Москва. Там создается 54% добавленной стоимости всей креативной индустрии страны. Причем динамика роста креативной экономики по оценкам экспертов в Москве выше, чем в Нью-Йорке, Лондоне и Сеуле.
Арт-кластеры и креативные пространства начали завоевывать российские города недавно – большинству еще нет и полутора десятка лет. При этом, в большинстве случаев, арт-кластеры довольно быстро становятся брендом и туристической достопримечательностью. Эффективность креативного кластера определяется, прежде всего, его концепцией, локацией и работой управляющей компании.

Арт-кластер /redeveloper.ru

В креативном лидерстве к Москве присоединяются Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Владивосток. И этот список будет множиться и расти.
Так сладость или гадость?
Ход времен нельзя остановить: от реализации человеческого потенциала к развитию территорий. Креатив в помощь!



Использованы материалы форума  «Живые Города»; kreativ;ru.freepik; u.university
Фото: YanLev, Shutterstock; Москва /hit.media; рунет - свободное пользование
Журнал - 2021-2022 гг. Журнал - главная страница