АКТУАЛЬНО. ИНТЕРВЬЮ ВЛАДИМИРА МИШАРИНА В ДЕНЬ ТЕАТРА ВО ВРЕМЕНА ПАНДЕМИИ
Сегодня, 27 марта, - Всемирный день театра!
А на подмостках мировой сцены Земли здоровьем и умами людей распоряжается пандемия коронавирусной инфекции COVID-19.
Во времена сомнений, домыслов и страхов, чему причина новый и неизвестный природе вирус, часто человек не способен быть разумным, им овладевает паника. Поэтому «Звезда Сочи» обратилась к нашему гостю - Владимиру Мишарину, который поможет рассмотреть ситуацию в России и мире с точки грамотного и успешного управления столь сложной ситуацией.
Владимир Васильевич Мишарин - краткий обзор: Свердловский государственный педагогический институт, специальность - учитель; Екатеринбургский государственный театральный институт, специальность «Театроведение»; Высшая школа деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства (ГИТИС), специальность «Менеджер сценических искусств высшей квалификации»; имеет разряд «Советник Российской Федерации I класса», соответствующий классному чину «Советник Российской Федерации I класса»; Образовательная программа «Мегапроекты в спорте: потенциал устойчивого развития территорий» на базе Российского международного олимпийского университета, Сочи; ученая степень «Кандидат педагогических наук» (защита диссертационной работы «Профилактика девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании» (2018); доктор педагогических наук - Doctor of Philosophy in pedagogy (PhD) Diploma series КПН № 018029; с 2010 по 2019 г.г. возглавлял Сочинское концертно-филармоническое объединение(СКФО), генеральный директор.
Добрый день, Владимир Васильевич! Примите наши поздравления с Международным праздником - Всемирным днем театра, с которым у Вас и много связано и много отдано! Но поговорить и услышать Ваши ответы сегодня во времена пандемии коронавируса нашей редакции хочется по другому, но очень важному вопросу, в котором Вы также профессионально разбираетесь. Да, мы уже рассматривали с Вами тему преддевиантной профилактики поведения подростков в обществе, делали с Вами интервью в 2018 году, и почти сразу после нашего разговора в Керченском политехническом колледже произошло массовое убийство, где погибли 21 человек. Интервью в «Шаре совершенства» получилось как предчувствие, и название у него было символическое «Незаконченное интервью»… Сегодня мы повсюду наблюдаем в мировых информационных потоках - ТВ, социальных сетях гаджетов, в реальной жизни воочию уже массовое неадекватное поведение взрослых и образованных людей, которые ко всему сказанному, что еще более важно, - родители. Уже стало понятно, что в группе риска по коронавирусу (COVID-19) пожилые и ослабленные люди.
А подростки: - Вы педагог, как считаете, в какой они группе риска (речь не о здоровье в данной ситуации) в эти тяжелые времена?
- Подростки, известно, особенно уязвимы и податливы к отрицательным влияниям окружающей среды, особенно во времена истерии, психоза, наступивших в мире так внезапно от реальных смертей, вызванных сегодня тяжелыми болезнями от осложнений. Подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений с окружающим миром, что определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период происходит переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма, что провоцирует девиантное поведение. Особенно уязвимыми они становятся в эпохи перестроек или паники. Поэтому как наиболее ранимые, они возглавляют группы риска, и никто не может гарантировать их дальнейшего поведения при развитии дестабилизации ситуации.
Какие меры нам нужно предпринимать для нравственного оздоровления наших детей - будущего нашей страны?
- Профилактическая работа по недопущению и предотвращению девиантных форм поведения у подростков является необходимым условием знаний для предотвращения их неадекватного и агрессивного поведения в обществе, в дальнейшем, и обогащения всей социально-педагогической работы с детьми-подростками. Профилактические практики требуют существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности в данном процессе, а именно развития гражданской позиции подрастающего поколения, что ведет к воспитанию свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей собственную гражданскую позицию, а соответственно, недопущение деструктивных форм поведения в обществе. Поэтому необходимо взрослым, родителям, учителям понимать, что их собственный пример и есть та матрица построения поведения детей и подростков современного общества. И понимать всю ответственность как взрослого и разумного человека.
Вы заслуженный работник Кубани, где и работа и жизнь мощно связана с искусством, что сегодня Вам подсказывает опыт руководителя и менеджера?
- Включение в воспитательный процесс возможностей учреждений культуры, организаций исполнительских искусств, проектных форм социально-культурной деятельности в дополнительном образовании позволяет эффективно решать задачу развития способности преобразования личности и умений взаимодействия с людьми и окружающим миром и, тем самым, снизить риск отклоняющегося поведения. Потенциал социально-культурной деятельности огромен, он состоит в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах внешкольной, досуговой деятельности, направленной на рациональную и содержательную организацию свободного времени в целях совершенствования способностей ребенка, его физического и духовного здоровья и развития. Использование возможностей социально-культурной деятельности в семье и учреждениях дополнительного образования являются, на мой взгляд, одним из важных факторов решения проблемы профилактики девиантного поведения подростков и развития позитивно направленной личности. И всему этому есть масса положительных примеров.
Что Вы посоветуете родителям в условиях карантина, когда воочию становятся видны бреши в воспитании детей и подростков?
- Пожелаю, прежде всего, всем нам проявления истинного желания жить… Мы все получили шанс почувствовать желание к жизни, любовь к себе, к своим детям и родителям. Желаю переосмысления, переоценки ценностей. Видимо пришло такое время, когда совершенствование стало необходимостью. И начинать надо родителям с себя, стараться быть самому тем нравственным примером, ориентиром в жизни ребенка в любом его возрасте. Помнить об этом в любой трудной ситуации. И, конечно, всегда любить своего ребенка и всегда помогать ему.
Ваш совет учителям, которые сегодня трудятся в переполненных классах, как не пропустить в деловой текучке слабое звено?
- Убежден, что именно профилактическая работа по недопущению и предотвращению девиантных форм поведения детей, подростков, нашей молодежи является сегодня необходимым условием обогащения социально-педагогической и культурной практик. Сочинское концертно-филармоническое объединение (СКФО) с 2014-го года осознанно и современно подходит к мультипликативной деятельности, направленной, в том числе и на профилактику девиантного поведения, используя возможности социокультурной деятельности в рамках дополнительного образования, концертных и филармонических проектов. Предлагаю учителям активнее задействовать потенциал учреждений культуры и организаций исполнительских искусств. Могу сказать, что это уже необходимость нашего общества, где ключевыми понятиями становятся «профилактика девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности», а также «позитивная направленность личности». Под профилактикой девиантного поведения средствами социально-культурной деятельности понимается специально организованный процесс с использованием форм, методов и средств социально-культурной деятельности, направленный на формирование ответственного поведения, развитие личностных ресурсов и совершенствование различных стратегий социального поведения. Под «позитивной направленностью» мы понимаем формирование таких качеств как активность, инициативность, ответственность и др., которые характеризуют личность человека свободного, самостоятельно и активно определяющего свое место в жизни, умеющего принимать определенную жизненную позицию посредством включения в социально-культурную деятельность, направленную на раскрытие коммуникативных и творческих способностей. Поэтому так велика роль педагога, родительский пример, когда подросток не остается один на один со своими проблемами, когда вовремя оказанная помощь и в учебе, и в адаптации к новым условиям помогут подростку не потерять себя. Главное же, как родитель, я считаю - это быть на дружеской волне со своим ребенком, быть неравнодушным и вовлеченным в его жизнь, при этом необходимо учиться самому понимать его мир, чтобы было взаимное доверие.
Ваши добрые пожелания нашим читателям
- Желаю всем нам пройти сквозь свои страхи и переосмыслить их, выявить надуманные, навязанные, не свои или не имеющие смысла и далее перерасти свои страхи. Уверен, что инстинкт самосохранения, сделав встряску, откроет всем новые возможности, а депрессии перестанут иметь власть над людьми. Желаю всем и себе лично верности мечте, нечаянных радостей и личного благополучия.
Ваш педагогический совет читателям, к какой литературе следует обратиться, чтобы это, действительно, было в помощь?
- Спасибо за вопрос. В 2019 году исполнилось 80 лет со дня смерти А.С. Макаренко. В связи с этой датой в моем родном Уральском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах». Мне довелось представить на конференции доклад на тему «Социализация подростков: опыт профилактики девиантного поведения в социально-культурной деятельности Сочинского концертно-филармонического объединения (СКФО)». Важно подчеркнуть значение указанной конференции, напоминая, что, согласно Макаренко, от совместного социо-коллективного опыта рождается сама возможность воспитательной деятельности. Наша страна представила миру и научному сообществу наиболее передовые и эффективные психолого-педагогические концепции. Благодаря Макаренко и другим ученым, таким как Выгодский, Давыдов, Блонский, Лурия и других (всех здесь и сейчас невозможно было бы перечислить) возникли перспективы для науки о воспитании нового поколения. Сегодня особенно важным становится распространение Макаренковского наследия, сохранение таких ценностей, как искусство, труд, красота, культура. Только это позволит создать лучшее будущее для новых поколений, для завтрашнего мира. Так что порекомендую коллегам и родителям перечитать «Педагогическую поэму», чтобы воссоздать память об Антоне Семеновиче Макаренко, величайшего российского учителя. Полагаю, что внимательно читая «Педагогическую поэму», возможно проникнуть в глубины сознания автора - тонкого знатока психологии, масштаб личности которого вызывает глубокое чувство уважения, а также найти ответы на возникающие сегодня вопросы в контексте значения профилактики девиантного поведения подростков.
Благодарим Вас за актуальное интервью! Помните, интервью с Вами в 2018 году проводила наша звездочка, старшеклассница Вартануш Кароян, влюбленная в журналистику, сегодня она успешная студентка Ростовского университета.
- Помню, безусловно, и поздравляю Вартануш, желаю ей успехов! Значит мы зажигаем звезды, значит это нужно!
Алла Козлова/ "Звезда Сочи"
Для тех, кому интересно: ссылка на личный сайт В.В. Мишарина http://vvmisharin.ru/. Home v1 Страница ВК страница Facebook канал на Youtube Страница в Instagram vvmisharin.ru