Журнал громких событий

КУКРЫНИКСЫ В МАНЕЖЕ

Эпохальная история прошлого века глазами легендарных карикатуристов


В московском выставочном центре «Манеж» открылась выставка «Кукрыниксы».
Ее приурочили к 100-летию творческого объединения самых известных в СССР карикатуристов: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова

Экспозицию разместили в десяти выставочных залах площадью более двух тысяч квадратных метров. Ретроперспектива работ художников позволяет проследить всю историю СССР — от момента зарождения государства до распада страны.
Кукрыниксы изобразили ключевые этапы советской истории: Гражданскую Войну, признание «страны Советов» в мировом сообществе, Великую Отечественную войну и Нюрнбергский процесс, вторжение американцев во Вьетнам и Холодную Войну.

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска. «Профайлы» художников, представленные в виде небольших галерей — получаются неожиданными для посетителей, все авторы великолепные художники, работавшими в разных, при этом, в разных академических жанрах, где зритель увидит и нежные женские портреты, и разнообразные пейзажи России, от центральных районов до черноморского побережья, где властвует невесомая и романтичная красота, и жанровые сценки провинциальной жизни. Все работы оправлены в багет, что придает сим сегодняшней статусности.

Творчество Кукрыниксов многослойно — кураторы из РОСИЗО стремятся показать на выставке не только политические карикатуры и агитационные плакаты,а также и живописные работы трех авторов, объединенных одним псевдонимом, их книжные иллюстрации и театральные эскизы. Эпоха времени проходит пред глазами зрителей и вызывает воспоминания, у каждого свои, и в то же время, общие, о своей родине.

Тем не менее, имя «Кукрыниксы» стало символом жанра политической карикатуры.
Рисовать под коллективным псевдонимом художники начали для студенческой стенгазеты ВХУТЕМАСа — творческий триумвират сформировался к 1924 году. Раздел, посвященный 1920 -1930-ым годам, вобрал в себя дерзкие студенческие карикатуры и первые пост — «ВХУТЕМАСовские» опыты. Чтобы рассмотреть их повнимательнее, к стенам приходится подходить максимально близко — карикатуры в большинстве своем размером с журнальную страницу. Тот случай, когда политическая позиция художников понятна с первого взгляда. Кораблей, например, на карикатурах несколько: на одном рисунке одинокая антисоветская лодка дрейфует в море, пока ее пассажир протыкает носом-пером прокломацию «считать СССР государством не существующим». А на другом – с эмигрантского парохода в воду бросается бывший министр-председатель Временного Правительства Керенский, неожиданно(?), похожий на крысу.

В это же время молодые художники начинают заниматься и книжной иллюстрацией: их работы по произведениям Сервантеса, Горького, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Ильфа и Петрова тоже показаны на выставке. Герои сатирических книг сами становятся объектами сатиры: и аферист начала XX века Остап Бендер, живший гораздо ранее Чичикова, – естественно, во фраке, его сатирически. гораздо ранее, описал великий Гоголь, самое интересное, что данные герои литературных произведений и карикатур очень похожи со своими двойниками любимых кинофильмов отечественного кинематографа.

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает шарж — свой творческий путь они начинают и с добродушно-юмористических изображений советских писателей. Среди героев их рисунков — Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Анатолий Луначарский... Некоторые карикатуры «воплотили» в фарфоровой скульптуре. За стеклом в витрине, вмонтированной в стену, красуются миниатюрные бюсты: узнаваемый профиль Мейерхольда и ироничные «анфасы» Станиславского, Москвина и Ульянова.
К этому жанру Кукрыниксы прибегнут и в дальнейшем.

От шаржа проходим в «театральный зал». Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. А вторую часть костюмов — для сцен из утопического будущего — делал Александр Родченко. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах.
Пресловутая НЭП, который так и просится, далее описывается, и рисуется. и ставится в театрах новой власти в сатирическом ключе, помогла россиянам пережить и смену власти, последствия войн, голода и холода и выжить в огневые лихолетья напомнит нам уже годы перестроечные, конца двадцатого века, — а вот не возьмешь, голь на выдумки хитра...
КУКРЫНИКСЫ
АВТОРЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:
I. КУПРИЯНОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903 - 1991г.г.) КУ

Родился в Тетюшах, Казанская губерния, Российской империи (ныне — в Татарстан).
В 1919 году участвовал в выставке самодеятельных художников. Получил первую премию за акварельный пейзаж.

В 1920—1921 годах учился в Центральных художественных учебных мастерских в Ташкенте, в 1921—1929 — на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее переименованы во ВХУТЕИН), также в Москве.
В годы учёбы сдружился с П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества. Многолетняя плодотворная работа в составе творческой группы вместе с художниками и друзьями Крыловым и Соколовым дала отечественной культуре многие произведения и принесла их создателям мировую известность, но не обезличила индивидуальное творчество каждого автора.
В 1925—1991 годы — индивидуальная творческая деятельность художника. Выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Художник обращается не к жанровым темам, а к камерному по своей сути жанру — пейзажу. Работа на пленэре позволяет ему отвлечься от мирской суеты и заглянуть в свой внутренний духовный мир, требующий покоя и молчания. Именно их художник находил на берегу Азовского моря в маленьком городке Геническ.
Создал множество художественных произведений, неповторимых по мастерству и глубоких по своему духовному содержанию. Его искусство по сей день не утратило своей актуальности.

Академик АХ СССР (1947). Член Союза художников СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).



II. ПОРФИРИЙ НИКИТИЧ КРЫЛОВ (1902 — 1990 г.г.) КРЫ

Родился в городе Туле Российской империи в семье потомственных оружейников, уже в шестнадцать лет поступил на патронный завод кладовщиком-инструментальщиком. А по вечерам вместе с братом Алексеем ходил в художественную студию, открытую при заводе. Потом появился руководитель студии – будущий знаменитый советский художник Григорий Михайлович Шегаль. Он учил детей видеть жизнь глазами художника, чувствовать ее краски.
В 1921 году Порфирий выдержал экзамен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), а параллельно на рабфак искусства. Во время учебы познакомился с Михаилом Куприяновым, а потом с Николаем Соколовым. Все вместе они рисовали для вузовской стенгазеты «Красный Октябрь». И очень скоро стали знаменитым содружеством художников Кукрыниксы. Ку – Куприянов, Кры – Крылов, Никс – Николай Соколов.

Вместе они работали более 60 лет. Максим Горький называл их единосущной и нераздельной троицей. Карикатуры Кукрыниксов стали одним из символов советской жизни, помогали громить врага. Во время войны Кукрыниксы вместе с Маршаком и Сергеем Михалковым приобрели на свои средства танк, который назвали «Беспощадный». На его броне художники нарисовали разорванного на куски русским снарядом Гитлера. Маршак с Михалковым придумали к этой картинке сатирические стихи.

Как военные художники Кукрыниксы дошли до Берлина, своими глазами видели бункер Гитлера. Потом были свидетелями и летописцами Нюрнбергского процесса.
Все это время Порфирий Никитич не терял связь с родным городом. Очень гордился званием почетного жителя Тулы. Особенно неоценима была его помощь в строительстве нынешнего здания художественного музея. Последняя прижизненная выставка в Туле проходила в 1986 году. Порфирий Никитич уже не смог на нее приехать, прислал лишь приветственное письмо к открытию. В мае 1990 года его не стало.
Музей Пофирия Крылова был открыт в Туле в 1997 году.

Советский художник- карикатурист. Академик АХ СССР. Герой Социалистического Труда.
Народный художник СССР. Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1982).



III. СОКОЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1903 — 2000 г.г., Москва) НИКС
Родился в селе Царицыно (ныне в черте Москвы) в купеческой семье.
Юношеские годы провёл в Рыбинске, где занимался в изостудии Пролеткульта у М. М. Щеглова.
После окончания начальной школы поступил в Московское Реальное училище Воскресенского. Одноклассником его был С. В. Образцов.

В 1923—1929 годах учился на полиграфическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его преподавателями были П. В. Митурич, П. И. Львов и П. Я. Павлинов.
В годы учебы сдружился с М. В. Куприяновым и П. Н. Крыловым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества. Кроме того каждый также работал и индивидуально.

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи на темы внутренней и международной жизни, а также иллюстрации к книгам, созданные в карикатурном стиле.
Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» и «Золотой телёнок» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, «Господа Головлёвы» и другие произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Дама с собачкой» и другие произведения А. П. Чехова, также «Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев» и «Мать» М. Горького, «Дон Кихот» М. Сервантеса.

Индивидуальное творчество самого художника развивалось одновременно с его главной работой в коллективе. Работал в живописи и графике. Писал портреты, пейзажи и современный жанр.

Картины художника находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Государственной Третьяковской Галереи, частных коллекциях и галереях России, Украины, Англии, Франции, Италии, Германии и других стран.

Советский художник-живописец, график, карикатурист. Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1982).
Академик АХ СССР (1947). Член Союза художников СССР, был членом правления.

Автор книг: «Наброски по памяти» (М., 1984, 1987), «Вспоминаю» (М., 1998).


ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах.

Эскиз костюма «Розалия Павловна» к спектаклю по пьесе Маяковского «Клоп»
Использованы материалы: ru.ruwiki.ru; mk.ru; dzen.ru; iz.ru
Фото:«Звезда Сочи»
2024-11-04 18:04 Журнал - главная страница