Эпохальная история прошлого века глазами легендарных карикатуристов
В московском выставочном центре «Манеж» открылась выставка «Кукрыниксы». Ее приурочили к 100-летию творческого объединения самых известных в СССР карикатуристов: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова
Экспозицию разместили в десяти выставочных залах площадью более двух тысяч квадратных метров. Ретроперспектива работ художников позволяет проследить всю историю СССР — от момента зарождения государства до распада страны. Кукрыниксы изобразили ключевые этапы советской истории: Гражданскую Войну, признание «страны Советов» в мировом сообществе, Великую Отечественную войну и Нюрнбергский процесс, вторжение американцев во Вьетнам и Холодную Войну.
Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска. «Профайлы» художников, представленные в виде небольших галерей — получаются неожиданными для посетителей, все авторы великолепные художники, работавшими в разных, при этом, в разных академических жанрах, где зритель увидит и нежные женские портреты, и разнообразные пейзажи России, от центральных районов до черноморского побережья, где властвует невесомая и романтичная красота, и жанровые сценки провинциальной жизни. Все работы оправлены в багет, что придает сим сегодняшней статусности.
Творчество Кукрыниксов многослойно — кураторы из РОСИЗО стремятся показать на выставке не только политические карикатуры и агитационные плакаты,а также и живописные работы трех авторов, объединенных одним псевдонимом, их книжные иллюстрации и театральные эскизы. Эпоха времени проходит пред глазами зрителей и вызывает воспоминания, у каждого свои, и в то же время, общие, о своей родине.
Тем не менее, имя «Кукрыниксы» стало символом жанра политической карикатуры. Рисовать под коллективным псевдонимом художники начали для студенческой стенгазеты ВХУТЕМАСа — творческий триумвират сформировался к 1924 году. Раздел, посвященный 1920 -1930-ым годам, вобрал в себя дерзкие студенческие карикатуры и первые пост — «ВХУТЕМАСовские» опыты. Чтобы рассмотреть их повнимательнее, к стенам приходится подходить максимально близко — карикатуры в большинстве своем размером с журнальную страницу. Тот случай, когда политическая позиция художников понятна с первого взгляда. Кораблей, например, на карикатурах несколько: на одном рисунке одинокая антисоветская лодка дрейфует в море, пока ее пассажир протыкает носом-пером прокломацию «считать СССР государством не существующим». А на другом – с эмигрантского парохода в воду бросается бывший министр-председатель Временного Правительства Керенский, неожиданно(?), похожий на крысу.
В это же время молодые художники начинают заниматься и книжной иллюстрацией: их работы по произведениям Сервантеса, Горького, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Ильфа и Петрова тоже показаны на выставке. Герои сатирических книг сами становятся объектами сатиры: и аферист начала XX века Остап Бендер, живший гораздо ранее Чичикова, – естественно, во фраке, его сатирически. гораздо ранее, описал великий Гоголь, самое интересное, что данные герои литературных произведений и карикатур очень похожи со своими двойниками любимых кинофильмов отечественного кинематографа.
Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает шарж — свой творческий путь они начинают и с добродушно-юмористических изображений советских писателей. Среди героев их рисунков — Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Анатолий Луначарский... Некоторые карикатуры «воплотили» в фарфоровой скульптуре. За стеклом в витрине, вмонтированной в стену, красуются миниатюрные бюсты: узнаваемый профиль Мейерхольда и ироничные «анфасы» Станиславского, Москвина и Ульянова. К этому жанру Кукрыниксы прибегнут и в дальнейшем.
От шаржа проходим в «театральный зал». Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. А вторую часть костюмов — для сцен из утопического будущего — делал Александр Родченко. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах. Пресловутая НЭП, который так и просится, далее описывается, и рисуется. и ставится в театрах новой власти в сатирическом ключе, помогла россиянам пережить и смену власти, последствия войн, голода и холода и выжить в огневые лихолетья напомнит нам уже годы перестроечные, конца двадцатого века, — а вот не возьмешь, голь на выдумки хитра...
КУКРЫНИКСЫ АВТОРЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ: I. КУПРИЯНОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903 - 1991г.г.) КУ
Родился в Тетюшах, Казанская губерния, Российской империи (ныне — в Татарстан). В 1919 году участвовал в выставке самодеятельных художников. Получил первую премию за акварельный пейзаж.
В 1920—1921 годах учился в Центральных художественных учебных мастерских вТашкенте, в 1921—1929 — на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее переименованы во ВХУТЕИН), также в Москве. В годы учёбы сдружился сП. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества. Многолетняя плодотворная работа в составе творческой группы вместе с художниками и друзьями Крыловым и Соколовым дала отечественной культуре многие произведения и принесла их создателям мировую известность, но не обезличила индивидуальное творчество каждого автора. В 1925—1991 годы — индивидуальная творческая деятельность художника. Выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Художник обращается не к жанровым темам, а к камерному по своей сути жанру — пейзажу. Работа на пленэре позволяет ему отвлечься от мирской суеты и заглянуть в свой внутренний духовный мир, требующий покоя и молчания. Именно их художник находил на берегу Азовского моря в маленьком городке Геническ. Создал множество художественных произведений, неповторимых по мастерству и глубоких по своему духовному содержанию. Его искусство по сей день не утратило своей актуальности.
II. ПОРФИРИЙ НИКИТИЧ КРЫЛОВ (1902 — 1990 г.г.) КРЫ
Родился в городе Туле Российской империи в семье потомственных оружейников, уже в шестнадцать лет поступил на патронный завод кладовщиком-инструментальщиком. А по вечерам вместе с братом Алексеем ходил в художественную студию, открытую при заводе. Потом появился руководитель студии – будущий знаменитый советский художник Григорий Михайлович Шегаль. Он учил детей видеть жизнь глазами художника, чувствовать ее краски. В 1921 году Порфирий выдержал экзамен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), а параллельно на рабфак искусства. Во время учебы познакомился с Михаилом Куприяновым, а потом с Николаем Соколовым. Все вместе они рисовали для вузовской стенгазеты «Красный Октябрь». И очень скоро стали знаменитым содружеством художников Кукрыниксы. Ку – Куприянов, Кры – Крылов, Никс – Николай Соколов.
Вместе они работали более 60 лет. Максим Горький называл их единосущной и нераздельной троицей. Карикатуры Кукрыниксов стали одним из символов советской жизни, помогали громить врага. Во время войны Кукрыниксы вместе с Маршаком и Сергеем Михалковым приобрели на свои средства танк, который назвали «Беспощадный». На его броне художники нарисовали разорванного на куски русским снарядом Гитлера. Маршак с Михалковым придумали к этой картинке сатирические стихи.
Как военные художники Кукрыниксы дошли до Берлина, своими глазами видели бункер Гитлера. Потом были свидетелями и летописцами Нюрнбергского процесса. Все это время Порфирий Никитич не терял связь с родным городом. Очень гордился званием почетного жителя Тулы. Особенно неоценима была его помощь в строительстве нынешнего здания художественного музея. Последняя прижизненная выставка в Туле проходила в 1986 году. Порфирий Никитич уже не смог на нее приехать, прислал лишь приветственное письмо к открытию. В мае 1990 года его не стало. Музей Пофирия Крылова был открыт в Туле в 1997 году.
В 1923—1929 годах учился на полиграфическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его преподавателями были П. В. Митурич, П. И. Львов и П. Я. Павлинов. В годы учебы сдружился с М. В. Куприяновым и П. Н. Крыловым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества. Кроме того каждый также работал и индивидуально.
Индивидуальное творчество самого художника развивалось одновременно с его главной работой в коллективе. Работал в живописи и графике. Писал портреты, пейзажи и современный жанр.
Автор книг: «Наброски по памяти» (М., 1984, 1987), «Вспоминаю» (М., 1998).
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах.
Эскиз костюма «Розалия Павловна» к спектаклю по пьесе Маяковского «Клоп»