Журнал громких событий

МОЯ ЛЮБИМАЯ ВАЛЕРИЯ



Сегодня у нас в гостях "МОЯ ЛЮБИМАЯ ВАЛЕРИЯ " - Анфиногенова Валерия Николаевна, директор Сочинской филармонии, прекрасный музыкант, творческая личность! Она всегда сражает наповал женской красотой и интеллектуальностью, жизнелюбием и креативностью, что очень ценно в академической музыке и жизни в целом, а встречи с ней, это одно из ярких слушательских удовольствий.


Мы с Вами знакомы достаточно долго, были концерты, встречи и интервью, творческие беседы в Сочинской филармонии. Вы для меня и наших читателей, — Маленькая хозяйка Большого дома, и, в то же время, прекрасный музыкант. По-прежнему все ладно совмещается?

—  Знаете, Алла, мне самой неловко судить об этом....
Давать оценку своей собственной деятельности действительно неудобно - это удел публики, наших преданных, любимых слушателей. А сейчас, полагаю, говорить об этом не совсем своевременно, ведь наш "дом" скучал без нас почти три месяца! Также, как и мы без него! Концертный зал должен дышать музыкой, как люди дышат воздухом, именно поэтому я очень переживаю за эту вынужденную паузу , "фермату" - как говорят музыканты.
Да и мои собственные гастрольные маршруты постигла общая печальная участь....
Больше всего жалею о несостоявшемся концерте в Тверской филармонии, который мы с оптимистической обреченностью переносили с марта на апрель, потом на май и июнь...
Я так мечтала в юбилейный год,180-летия Чайковского, поехать в дом-музей композитора в Клину, который находится рядом с Тверью! Увы…
Традиционные летние поездки на европейские фестивали в Польшу, Италию и Германию тоже пока ушли в небытие.



Многие музыканты, Ваши сотрудники, также, конечно, и зрители и журналисты отмечают Ваше качество — проникновенность в популяризации музыки, композиторов, солистов, где информативность сочетается с остроумием. Расскажите каким образом Вы готовитесь к проведению концертов, праздничных мероприятий, есть ли учитель, образец?

—  Мне в жизни очень повезло на учителей. Я имею в виду тех личностей, которые дали мне не только основы пианизма и музыкальных знаний. Мне посчастливилось работать рядом с людьми, в чьей жизни я видела "отблески великих".
Когда моя любимая петербургская профессор говорила: «Тогда у нас в дома были Ираклий Андроников, Кирилл Кондрашин... А когда мы репетировали с Шостаковичем… А я была увлечена Горовицем... Ростропович в своей книжке написал про то, что был в меня влюблен…» - у меня просто замирало дыхание.
Я училась у ярких выдающихся личностей всему - умению быть содержательным, но не высокомерным. Учить других без назиданий. Уметь сочувствовать и прощать. Различать гордыню и достоинство. Помнить о вкусе и стиле. Говорить о высоком доступным языком.
И такие примеры были у меня везде, где я училась: в Москве и Красноярске, Новосибирске и Санкт-Петербурге.
Я всегда очень много ездила по городам и странам, бывала в самых разных концертных залах, видела разные манеры ведения концертов или отсутствие таковых вообще...
Конечно, личное знакомство с легендарным музыковедом Жанной Дозорцевой мне очень много дало! Я бывала и у нее дома, и на семинаре, который она проводила для лекторов-музыковедов филармоний страны, где была общепризнанной констатация факта, что эта профессия практически прекратила свое существование. В большинстве городов есть просто ведущие, которые только объявляют концертные номера, либо продаются печатные программки...



Я же считаю, что для Сочи очень подходит форма живого слова со сцены.
Ну и накопленный жизненный и музыкантский опыт уже позволяют мне говорить о том, что я сама знаю и чувствую, а не напрямую цитировать то, что написано в многочисленных источниках.
Так что готовлюсь к ведению концертов я мало.
И, как Вы, Алла, знаете, я почти не читаю по бумажке, я размышляю и делюсь...
Делюсь своим представлением о сочинении или композиторе, или же привожу цитаты из дневников и других документальных свидетельств, приглашаю к размышлению, но стараюсь не быть навязчивой. Ведь эмоции у каждого человека свои, и отклик на одно и тоже произведение может быть диаметрально противоположным.
Это и правильно, это и интересно в искусстве вообще!
Это побуждает дискутировать, общаться, погружаться глубже в музыку...
Надеюсь, что моя манера подходит и к стилю, и облику нашего зала в Сочи.
Во всяком случае, получаю одобрение не только от знакомых людей, но и от понимающих профессионалов, и случайных, и именитых гостей.
А вот остроумию, мне, кажется, научить или научиться очень сложно...
Быть просто веселым человеком куда легче. Надо только выстроить свою жизненную систему координат по отношению ко всему происходящему вообще.
Остроумие же мне представляется каким-то врожденным качеством, которое мне очень помогает. И в жизни, и на сцене.
И участие в консерваторских "капустниках", без которых студенческая жизнь немыслима - дало свои плоды на этой почве. Сюда же я добавляю не только иронию, но и обязательно - самоиронию. Нотку сарказма, нотку гротеска...
Как выясняется, даже в академическом зале это здорово может пригодиться.
Особенно в нештатных ситуациях, а на наших новогодних концертах в органном зале позволяется проявить себя в юмористическом амплуа всем коллегам, кто на это вообще способен! Даже самым завзятым академистам, - и Сурен Вартанян, и Владимир Королевский могут себе позволить немного выйти за рамки привычного «приличного облика». Пошалить хочется всем! Особенно взрослым - потому что уже, вроде бы, и не подобает…
А очень хочется, на самом-то деле!
Ну и вообще, жизнь так серьезна сама по себе, что нужно стремиться ее облегчить и украсить всеми способами.



Каким образом строится работа культурного и важного учреждения во времена пандемии нового и жуткого, чтобы не говорили, COVID 19? Как общественный человек, музыкант может получить вдохновение, не имея прямой связи со зрителем?

—  Удивительный вывод я делаю сейчас, по прошествии этих трех "санитарных" месяцев: если человек по-настоящему творческий, то он, несомненно, проявит себя даже в самых , казалось бы, неподходящих условиях. Открываются какие-то потайные ресурсы, нереализованные возможности, создаются неожиданные новые формы, а главное, - у настоящих артистов возникают желания что-то придумывать!
Творить в самом прямом смысле слова. Причем абсолютно по велению собственной души, без каких-либо принуждений или обязательств.
После первых дней растерянности мы все объединились и даже стали лучше понимать друг друга.
На наших страницах в социальных сетях мы выкладывали страницы концертов из имеющегося архива, в марте (когда уже были запрещены публичные выступления при зрителях), мы успели сделать несколько видеозаписей народной, фортепианной, вокальной, органной музыки, записали оркестр народных инструментов «Русский сувенир». И этот багаж позволил нам скрасить дни удаленности от публики.
Те мои коллеги, которые в домашних условиях имели возможность заниматься и самостоятельно делать видеозаписи, изобретательно и с удовольствием, это делали! Пианисты Денис Громов и Сурен Вартанян, балалаечник Андрей Венников, домристка Анна Мягкая, органист Владимир Королевский, - всех не перечислить.
Мы демонстрировали нашим слушателям как проводят дома репетиции артисты Камерного хора, а Оркестр «Русский сувенир» даже проводил групповые репетиции в формате конференц-связи, одновременно по несколько человек!
Симфонический оркестр записал фрагмент 7й «Ленинградской» симфонии Шостаковича, также сделав это в условиях, когда каждый музыкант находился у себя в квартире и ориентировался на заданный четкий ритм и видео с жестами дирижеров.
Ансамбль «Кудрина» тоже продемонстрировал творческие находки, записав песни военных лет!
Все такие молодцы, горжусь!
И знаете, я поняла, что вдохновение приходит даже в такой ситуации к тому, кто способен испытывать вдохновение. Кто сам творец. Это трепетная, даже "мятущаяся" душа настоящего музыканта, которая не может существовать в лености и сонливости.
В День Победы артисты эстрадного коллектива «Сочи -Соло» и ансамбля «Кудрина» выезжали небольшими составами на бортовой машине и исполняли песни военных лет прямо во дворах и под окнами домов, где живут наши ветераны. Это было незабываемо для всех!
Мы должны были организовать праздник ветеранам войны, и мы это сделали! И это, действительно, был праздник со слезами на глазах, – для всех участников...
Мы даже смогли в этих карантинных условиях провести конкурс детских рисунков, которые нам присылали дети и внуки сотрудников, а также юные слушатели, посещающие концерты наших детских абонементов. А стихотворения, которые были записаны на видео и детьми, и нашими артистами, трогательно влились в праздничный аккорд всех творческих посвящений Великой Победе!

К Ночи музеев к ролику о Доме музее Валерии Барсовой, созданному его директором Светланой Поволоцкой, Денис Громов подобрал музыку Шопена в своем исполнении, и , таким образом, получился замечательный видеосюжет памяти великой певицы.
И наше многолетнее сотрудничество обрело такую неожиданную форму в условиях дистанцирования.
Не пропустили мы и День рождения Зимнего театра: 15 мая мы показали на наших страницах в социальных сетях запись концерта, который был дан на сцене Зимнего театра два года назад, в юбилейный для театра год - его 80-летия.



День города тоже прошел при самом активном участии наших исполнителей. Симфоническим оркестром и солистами был сделан и записан Гимн Сочи.
Как и 9 мая, было организовано несколько выступлений в разных районах города - с верхней площадки экскурсионного автобуса, называемого "матрешкой", выступали наши эстрадные певцы, танцоры; большего количества музыкантов мы взять "на борт" не могли, так как соблюдали санитарные ограничения. Таким образом и требуемая социальная дистанция соблюдена, и праздник состоялся!
Сейчас идет подготовка к празднованию Дня России.

Как удается музыкантам, артистам, коллективам Сочинской филармонии оставаться на плаву, не потеряться в городе-курорте, к тому же, такому многонациональному, и, самое главное, быть цено доступными для простых жителей, сочинцев?

—  Есть такое слово, которое, к моему сожалению, не так часто употребляется в последнее время - "репутация". Это очень важное для меня слово! Оно близко к достоинству, стилю, уважаемому имени. Это то, что зарабатывается годами, а потерять можно за один день. Мы так строим (как же не хочется говорить, - строили!) свою репертуарную политику, чтобы каждый человек мог найти свою мелодию в нашей многозвучной партитуре. Кто-то предпочтет солидный внушительный орган, кому-то по душе народные мотивы - они очень ярко у нас сейчас представлены!
Для эстета мы предложим фортепианный вечер или вокально-хоровой концерт. Желающему просто отдохнуть - Музыку Кино. Не считая столь горячо любимых циклов, как «Звезды Ямаха в Сочи», «Венские вечера», «Популярная музыкальная коллекция». Как видите, нарядность и определенная природно-курортная пестрота нашего города вполне адекватно отражается и в наших концертных планах.
Яркая многонациональность города у нас видна даже в штатном расписании, к счастью, музыка - это интернациональный язык, и в ней все определяет только художественная ценность, а не национальность, цвет кожи или место прописки..
А ценообразование, что тут сказать!? Всех денег, как известно, не заработаешь...
Видеть же, что зал любим, посещаем, что программы востребованы и доступны всем - это, я считаю, очень ценно!



Есть такой серьёзный государственный термин "социальная политика", одна из задач которой, - улучшение качества жизни людей.
Так вот средний уровень цен на билеты в нашем зале, я полагаю, и помогает улучшить качество и, главное, - содержание жизни любых групп слушателей. Духовное содержание! Надо быть не "над", а "среди" людей, тогда и художественные, и нравственные критерии твоей работы будут правильными.

Благодарим Вас!
И ждем продолжения радостных встреч в Сочинской филармонии!

Алла Козлова/ «Звезда Сочи»

Смотрите: «Поединок плюс». Выпуск второй. В гостях директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова

youtube



Фото: архив Валерия Анфиногенова
Журнал - 2017-2020 гг. Журнал - главная страница