Беседы с Ксенией Царегородцевой, ведущей солисткой балета во время гастролей в Сочи о балете, моде и не только
«Душа умеет танцевать. Душе, охваченной трепетом, греки давали имя Терпсихора, имя грации и гармонии».
Д.С. Гусман
Mon cher, ты помнишь наше первое свидание?
Был теплый, нежный летний вечер. Солнце неторопливо скользнуло в море. Заглушая шум моторов и размеренную человеческую речь, громко пели цикады, а на крышу театра, после дневной рыбалки, слетались бакланы, изображая полусонный птичий бомонд.
Мы пришли в Зимний театр, в котором давали балет «Лебединое озеро».
Помню твой влюбленный взгляд…
Любовь не может быть слепой, она дарует зренье. Влюбленными глазами мы смотрели в одном направлении, смотрели на сцену, наблюдая за подлинным искусством танца, ведь в тот вечер нам улыбалась сама Терпсихора, изящная и грациозная спутница Аполлона, светозарного покровителя искусств. Танец - это ее Божественный Дар людям. Мы любовались красотой и гармонией танца, музыки и внешнего убранства танцоров. Не произнося ни слова, через красоту движения тела танцоры говорили о силе любви и победе добра над злом. В этом сила подлинного искусства, вызвать душевный трепет у зрителя.
«И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола…»
А. Пушкин
«Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов. Он был сыгран на всех известных сценах театров мира. Музыка великого Чайковского всегда будет вызывать восхищение и восторг у хореографов многих поколений разных стран.
Mon amour, невероятное впечатление тогда у меня вызвали костюмы артистов балета и больше всего костюм белого лебедя, который выражал благородную красоту и чистоту. Знаешь, моя душа, балет и мода всегда были в тесном союзе. Мода, как часть визуальной культуры, и потому костюмы танцоров должны быть яркими и привлекать внимание зрителя. Помнишь, как мне хотелось тогда спросить у солистки балета, какое у нее любимое платье?
С тех пор прошло много лет. Мы снова с тобой в Зимнем театре смотрим любимый балет «Лебединое озеро», который нам в Сочи привез Марийский театр оперы и балета имени Эрика Сапаева.
Мне посчастливилось, mon ami, я говорила с ведущей солисткой балета, заслуженной артисткой РМЭ, педагогом-репетитором Ксенией Царегородцевой, о балете и не только! Я поделюсь с тобой нашей беседой.
Чем отличается прима-балерина от балерины?
- Прима-балерина исполняет ведущие партии в спектаклях и для нее балетмейстеры могут ставить отдельные номера, отдельные спектакли. Она может стать приглашенной звездой в нескольких театрах. Балерина обычная может стоять в двойках, тройках, в кордебалете. Вообще в балетной иерархии много разных градаций: первая солистка, вторая солистка, артистка кордебалета. Но вот, например, в Большом театре нет такого понятия, как прима-балерина, их просто называют – балерина. Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Ольга Смирнова и другие – все они Балерины.
Анна Павлова, Марта Грэхем, Пина Бауш стали музами для многих знаменитых дизайнеров. Для Майи Плисецкой шил костюмы Пьер Карден, Ив Сен-Лоран и Юбер де Живанши. Многие современные балерины такие, как Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнева сотрудничают с дизайнерами, участвуют в модных проектах и просто большие модницы.
Ксения, а Вы модница? Как Вы относитесь к моде?
- Я стараюсь следить за модой. Порой меня удивляют новомодные тренды. Я придерживаюсь классического стиля, люблю костюмы, платья-футляры и добавляю в образы модные аксессуары: браслеты, пояса, сумки и туфли. Каждая уважающая себя девушка должна следить за модой, но не слепо ей следовать, а выбирать, то что идёт.
Балетные костюмы создают театральные художники, но многие театры и хореографы все чаще сотрудничают с модными дизайнерами, которые вдохновляются балетом: Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Джанни Версаче, современные Риккардо Тиши, Ирис ван Херпен, Игорь Чапурин и другие. В конце 20-го столетия такому союзу моды и балета тон задали «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Они популяризировали русскую культуру в Европе и способствовали установлению моды на все русское.
Ксения, с вашим театром сотрудничают какие-нибудь дизайнеры? Кем создаются костюмы для балетных постановок?
- К сожалению, известные дизайнеры с нашим театром не сотрудничают. Но у нас есть Борис Голодницкий, художник-постановщик, заслуженный работник культуры РМЭ, который создал прекрасные костюмы для балета «Золушка», «Ромео и Джульетта» и других. Владимир Королев создал потрясающие костюмы для балета «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан» и костюмы для опер.
Ксения, у Вас есть любимый костюм, в котором Вы танцевали? Или, возможно нравится какой-то костюм других артистов балета?
- Интересный вопрос. Мне очень нравится костюм, который пошили для моей коллеги по работе Екатерины Байбаевой для балета «Бахчисарайский фонтан», где она исполняет партию Заремы. Очень красивый, весь расписной красный халат, похожий на халат из кутюрной коллекции 1998 года модного дома Dior.
Ваш театр при создании костюмов для спектаклей следует модным трендам?
- Скорее всего, да. Все зависит от художника по костюмам, его взглядов. Он показывает свои эскизы художественному руководителю Константину Анатольевичу Иванову и потом они согласуют концепцию того или иного костюма для спектакля в целом.
Ксения, Вы участвовали в Международном фестивале красоты и творчества «Улыбка Вселенная-2021». Как пришла идея принять участие в конкурсе красоты?
Это очень интересная история. Я ехала по дороге из Йошкар-Олы в Самару на гастроли, и мне мой научный руководитель Наталья Сергеевна Морова скинула ссылку на данный конкурс. Я почитала о нем и подумала о том, что никогда раньше не участвовала в подобных мероприятиях и почему бы не попробовать свои силы в нем? Шансы же есть! Я заполнила анкету, и вскоре мне написали организаторы, сказав, что я прошла в полуфинал. Это был конкурс для социально активных мам, а я помимо того, что танцую, я еще преподаватель, преподаю в хореографическом училище и университете. Так получилось, что мне не хватило чуть-чуть балов, чтобы пройти в финал, зато у меня осталось очень красивое видео с этого конкурса.
А сейчас может быть, есть к Вам предложения поучаствовать в каких-нибудь проектах?
- Пока предложений не было.
А хотелось бы Вам самой поучаствовать?
- Мне интересно поучаствовать в разных проектах. Однажды я участвовала, тоже с подачи своего научного руководителя, в социальном проекте «Танцуют все». Это было много лет назад, вместе с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья артисты балета сделали номер, который показывали на городском концерте. Это был интересный опыт. Вообще, я люблю пробовать себя в чем-то новом. Недавно захотелось попробовать себя в режиссуре и снять клип. Написала группе «25/17», спросила разрешение, чтобы использовать их песню для танцевального клипа. Они разрешили, и я сняла свою версию клипа.
Вам хотелось бы сняться в кино?
- Очень.
Каким бы это было кино, художественным или документальным? И в какой роли хотелось бы сняться?
- Хотелось бы сняться в художественном фильме, в роли какой-нибудь сумасшедшей, потому что здесь много различных красок, смена настроений, можно долго искать и находить что-то новое, глубокая психологическая работа. Мне очень интересно вживаться в роль, изучать эпоху, разбираться в истории создания балета, читать разные статьи о других исполнителях этой роли, смотреть передачи, потом сочиняешь свою историю, чтобы привнести свои краски. У меня, например, была партия Злюки в балете «Золушка» и балетмейстер предоставлял возможность для поиска своих новых красок. Каждый балет мы все время совершенствовали, искали новые мизансцены, хотелось, чтобы было более интересней. Очень сложно рассмешить зрителя и сыграть злого персонажа.
Любимая книга?
- Книги Дэна Брауна. А вообще, люблю читать книги по психологии. Сейчас читаю Э. М. Ремарка «Возлюби ближнего своего», параллельно читаю книгу У. Черчилля, как-то меня увлекла эта историческая личность.
Какие известные люди вдохновляют?
- Амаль Клуни. Она яркая, умная, харизматичная. А еще, в последнее время мне нравится Ксения Собчак, Тина Канделаки. Я люблю стильных, умных, ярких личностей, которые устремлены и энергичны.
И напоследок, возвращаясь к моде, ваше идеальное платье?
- Черное или красное, облегающее платье с открытой спиной.
Идеальная сцена?
- Большой театр.
Идеальная страна?
- Италия.
Ксения, я благодарю Вас за нашу беседу и желаю Вам вдохновения и постоянных творческих открытий!
Вот видишь, мой Свет, мечты сбываются.
Как и тогда на первом свидании, после спектакля, прогуливаясь по Набережной, мы искали в звездном небе созвездие Лебедя и разглядывали стройные и ритмичные построения звёзд. В этот вечер нам улыбалась Терпсихора.
Avec amour, Люси Солей
Людмила Безкоровайная / «Звезда Сочи»
Фото: автора и архив Ксении Царегородцевой