Бывший вокалист и басист группы «Парк Горького» Алексей Нелидов после большого перерыва выпустил сольный альбом Время бежит быстро и неумолимо, и вот уже возмутители эпохи, легенды русского рока, музыканты, выстраивающие в 80-90 годы мосты дружбы между новой Россией и Америкой становятся сами историей. Времена меняются, мечта человечества о всемирном братстве пока остается мечтой, но роль России неизменна, мир - это дело рук человеческих, где большая заслуга принадлежит музыке.
Развернутое интервью Алексея Нелидова музыкальному эксперту Никите Шачневу, специально для «Звезды Сочи»
Когда был задуман и появился новый проект? Каким образом пришли к созданию своего нового проекта? —Проектом это не назовешь, так как само понятие «проект» подразумевает наличие команды, состоящей из продюсера, постоянно работающих музыкантов, концертной деятельности и т.д. Просто я давно намеревался выпустить полноценный альбом, так как за последние годы накопил большое количество неизданного материала, записанного с разными музыкантами и в разных студиях. Хотел быть услышанным людьми, которые давно ждали от меня новых песен. Но, коли вдруг появится продюсер, буду только рад. Вот тогда можно будет поговорить о проекте.
Расскажите историю, как вы пришли в творчество? С какими музыкантами довелось поработать? — Мечта стать музыкантом у меня проявилась лет в 17. В четырнадцать я закончил музыкальную школу по классу фортепиано, потом забросил это дело на год, занявшись спортом. И вдруг меня потянуло на блюз, я стал пытаться подбирать мелодии и импровизировать. Видимо, повлияли оказавшиеся у меня тогда случайно записи блюзовых музыкантов и пластинка фирмы «Мелодия» «Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хокинсом». Затем я услышал чудесных Битлз и неповторимое Воскресенье, и, будучи неописуемо очарован их музыкой, начал пытаться подбирать на слух их мелодии и гармонии на пианино. Наконец-то я получил от мамы гитару в подарок на свое 16-летие и был на седьмом небе от счастья. В нашем подъезде жил тогда замечательный гитарист-самоучка Сергей Ветлугин, который был на четыре года старше меня и играл как бог, извлекая из гитары невероятные звуки и пассажи. Настоящий самородок. С какой страстью и виртуозностью он исполнял в то время на обычной дешевой гитаре песни Кисс и Дип Перпл описать невозможно ! Именно он стал моим главным вдохновителем.
Позднее мы вместе играли в группе «Орден», делали собственные песни в стиле хард-рок; к сожалению, недолго, так как меня пригласили в группу «Angels and Demons», с которой я прошел интереснейший пятилетний творческий период с очень яркими музыкантами Виктором Желудяковым, Евгением Васьковым и Иннокентием Минеевым , а Сергея – в довольно известную тогда в Казани группу «Дебют». Позднее я услышал на нашем школьном выпускном вечере классного музыканта Александра Яковлева (ныне заслуженный артист Татарстана), который великолепно пел и играл на гитаре. Меня тогда поразило его умение совмещать и то, и другое, что окончательно повлияло на мое решение стать поющим гитаристом. Пару лет спустя я успел поиграть в его группе клавишником. Большое влияние оказал на меня мой друг великолепный басист Азат Коновалов, с которым мы вместе играли в казанских группах «Музыкальный журнал» и «Орден». Мы были близкими друзьями и вместе учились импровизировать. В 1996-ом я собрал коллектив, состоявший из моих друзей, классных музыкантов - это басист Евгений Васьков, барабанщик Александр Макин и клавишник Леонид Каминер. Мы записали на студии Стаса Намина альбом Tolerance, который был хорошо встречен музыкальной прессой. Через два года его переиздала итальянская компания, продавшая в Европе энное количество экземпляров (не знаю, сколько; компания так и не отчиталась). Tolerance получил тогда высокую оценку в журнале Металл Хаммер.
В 1999-ом году я получил приглашение от Алексея Белова, который после ухода Маршала начал формировать третий состав группы «Парк Горького». После нескольких прослушиваний и пробных записей меня взяли в качестве вокалиста-басиста. В третий состав из старых участников группы вошли тогда Белов, Николай Кузьминых, из новых Александр Макин и я. В музыкальном плане работа была крайне интересной. Мне довелось петь нетленку Парка Горького – замечатльные хиты Bang, Stranger, Stare, Moscow calling и другие суперпесни 90-х, которые в прежних составах исполняли Николай Носков и Александр Маршал. Работа на концертах и репетициях доставляло огромное удовольствие. Публика всякий раз очень тепло принимало группу. Пела с нами на выступлениях все известные песни, написанные когда-то Алексеем Беловым, и, благодаря его композиторскому таланту, долго остававшиеся актуальными и востребованными фанатами Парка.
Как, в каком стиле, жанре вы работали над новом альбомом? — Многожанрово. Я люблю работать и сочинять в разных стилях: от хулиганского панк-хард-рока и качающего фанка до многослойных композиций в духе прогресс-рока и многочастных баллад с оркестровой аранжировкой и явным влиянием классической музыки. Поэтому, долго ломая голову над концепцией альбома, я в конце концов решил выпустить сборник The Best of Nelidov. Да, это именно сборник, а не альбом; к тому же записывались песни в разных студиях, и я при всём своем старании не смог добиться однородного звука. Впервые здесь прозвучит композиция с жанре мюзикл-баллада An acute Pain с двумя вокалистами и двумя вокалистками.
Были ли какие-то необычные музыкальные приемы, новые инструменты, фишки, которые были использованы в релизе? — Да, конечно. Можем пройтись по песням в таком случае. Flowers in theDust – мой первый полноценный эксперимент с оркестровой аранжировкой, с фортепиано в качестве главного аккомпанирующего инструмента. Так как мне совершенно не понравилось, как я спел куплеты с припевами, я пригласил своего ученика вокалиста Пауля Ван Одейка. Он великолепно справился почти со всеми частями, но средняя драматическая часть ему не удалась, поэтому я оставил в ней свой голос, и получился дуэт. Оркестровые вплетения можно услышать в Alley of Angels, Tell me Prinses и А Million Miles. Музыкальные приемы? К ним относятся работа над гармониями, нестандартные приемы при переходах из одной тональности в другую, удачные композиционные решения в арт-роковых композициях. Главной фишкой считаю участие в записях различных по своей манере исполнения певцов.
Какие команды или какая музыка повлияли на ваше новое творчество? С кем из исполнителей по стилю вы бы могли сравнить свой новый альбом, если есть с кем сравнивать? — Пусть сравнивают слушатели. Мне очень сложно. Здесь есть смысл поговорить о влиянии на творчество в целом и становление меня как музыканта, так как в сборник вошли песни самых разных времен. В некоторых песнях очевидно влияние классики. Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Бах --- это неувядающая вселенная навсегда, мои любимейшие композиторы.
В плане других направлений поначалу , как я уже говорил, это были Битлз, но потом их на определенное время перебили Лед Зеппелин, Пип Перпл, Блек Саббат и Назарет. Одновременно мне не давали покоя Стенли Кларк и старые блюзовые гитаристы. Также ехала крыша от испанской музыки, и в первую очередь от гениального Пако де Люссия. В 70-ых на нашей сцене появились талантливейшие Константин Никольский и Алексей Романов, которые кроме замечательных мелодий писали прекрасные стихи. Да, это пожалуй, одни из немногих из появившихся тогда на рок-горизонте музыкантов, которые создавали поэзию (а не тексты) в сочетании с проникновенной музыкой. Далее мое сознание перевернули Йес и Кинг Кримсон, к которым наряду с Лед Зеппелин, Битлз и Воскресеньем я вновь и вновь возвращаюсь. Обожаю Йес – они до сих пор загадка для меня.
В 80-е появилась целая плеяда гитаристов-виртуозов, которые также оказали большое влияние: Ингви Малмстин, Зак Уайлд, Пол Гилберт, Грег Хоу, Стив Вай и т.д. Малмстин и Уальд, взорвав поначалу мир поклонников рок-гитары, к сожалению, быстро деградировали. А вот такие , как Гилберт, Вай и Хоу постоянно развивались, расширяли стилистические возможности; они до сих пор выпускают прекрасные альбомы, постоянно внося в музыку новые элементы и идеи. Позднее появились два совершенно удивительных гитариста Гатри Гован и Даниель Готтардо, для которых вообще не существовало стилистических границ. Гован и Хоу кажется вообще стерли грань между роком и джазом, смело смешивая сложную джазовую гармонию и импровизации с мощным роковым драйвом. Особое место в моей музыкальной кладовой занимает Стив Морс – это гитарист-волшебник, который так много внес в творчество Дип Перпл, развивив и разнообразив музыкальную структуру легендарной группы.
Крис Корнелл и Металлика явились также открытием для меня. В большей степени на меня повлиял Корнелл, поразивший мое воображением своим уникальным вокалом и непохожим ни на кого подходом к мелодии и гармонии. Первые альбомы Ленни Кравитца и Tower of Power увели меня в мир фанка, благодаря чему я долгое время получал истинное наслаждение, слушая и играя фанк-рок. AC/DC поражали простотой, диким позитивом и энергией, способностью моментально поднимать меня с кровати по утрам в отличном настроении. АСДС – поразительный эликсир бодрости – есть в них что то общее с советской песней, типа «нам песня строить и жить помогает..». Просто, гениально, по хулигански и одновременно по доброму! На знаменитом фестивале в Тушино в 1991году они были главной группой. Могу с полной ответственностью заявить, что столько улыбающихся и счастливых лиц, как на их выступлении, я не видел никогда в своей жизни. Заслушивался великолепной группой Dream Theater, которая дала мне толчок в сторону тяжелого арт-рока. Guns N‘ Roses „Chinese Democracy“ слушаю до сих пор. Это, на мой взгляд, лучшее творение группы. Мощнейшая музыка, супермузыканты. Далее появились Billy Talent, Birdy, первые песни Billie Eilish, Эми Уайнхаус и Адель, в которых я также почерпнул много интересного для себя. Итак, попробую резюмировать и выделить некоторых из своих любимых музыкантов, творивших в последние 50 лет. Джимми Пейдж, Джон Бонем, Пол Маккартни, Крис Корнелл, Пол Гилберт, Грег Хоу, Гатри Гован, Стив Морс, Джон Андерсон, Крис Сквайр, Дэн Маккаферти, Ангус Янг, Эксл Роуз, Джон Петруччи. Это только то, что сиюминутно пришло в голову. На самом деле, всех сразу и не перечислить. Могу лишь тем, кто еще не знаком с их творчеством, посоветовать послушать хотя бы основные вещи этих выдающихся музыкантов.
Лет семь-восемь назад я впервые услышал гениальную Инну Желанную. То, как она исполняет и интерпретирует древнерусский фольклер (причем в первую очередь собственного сочинения), наполняя его волшебным звучанием своим голосом в соединении с потрясающими аранжировками, не поддается описанию. Это талантище! Настоящий музыкант, настоящая звезда, по всей видимости, недостаточно оцененная. Благодаря ей у меня появилась мечта соединить в своих новых песнях русский фольклор в их мелодических линиях с тяжелым арт-роком в инструментале.
С кем вы сотрудничали, создавая свой новый альбом, расскажите о музыкальных коллегах — О! О некоторых из них я мог бы рассказать очень многое, например, о моей четырнадцатилетней дочери Мелиссе Нелидовой (Alley of Angels, An acute Pain) и жене Рите Нелидовой (Casual Fate, Белые тени, Ангел, Руку дай мне, Парк Авеню); но, хоть и рассказ получился бы до краев наполненным любовью, нежностью и благодарностью, таки воздержусь. Могу лишь сказать, что это замечательные талантливые девчонки, которые вовремя оказались в нужной студии, в нужное время и с воодушевлением поработали над песнями.
Очень ценен вклад великолепного музыканта, аранжировщика, отличного звукорежиссера и виртуозного гитариста Олега Люндышева из Омска (CS Record), который выложился в таких песнях как Ангел, Tell me Princes и А Million Miles, расширив и углубив аранжировки, записав все гитарные треки и партии соло-гитары; сделал сведение, звук и мастеринг в Don’t let me down. Наряду с Сергеем Дубровиным поработал над звуком во Flowers in the Dust.
В песнях An acute Pain, Casual Fate, Белые тени, Руку дай мне, Парк Авеню здорово показал себя талантливый пианист, звукорежиссёр Александр Сабов (BTM Студия, Штуттгарт), внесший как клавишник заметный вклад и в аранжировки.
В совершенно новой песне Don’t let me down сыграл Владимир Ермаков (Черный Обелиск, Mechenical Poet). Я был дико рад, когда он согласился поучаствовать. Он рассказывал, что поначалу, придумывая барабанные партии, он хотел буквально разломать барабанную установку, заполнив песню бешеными брейками. Но потом, полностью погрузившись в атмосферу песни, он, по его словам , влюбился в композицию и передумал заполнять студию обломками барабанных палочек. На мой взгляд сыграл утонченно и с неимоверным вкусом. Хотя мне было бы очень интересно услышать бешеный вариант хотя бы в демо-версии (надеюсь, при встрече услышу его живьем в репеционной комнате). Песни 90-ых -- Wenn its gonna rain, Love Fever из репертуара Angels and Demons, а также Mama, 1812, To the son, Somewhere из Tolerance – я включил в сборник в качестве бонус-треков, которые были записаны на SNC Records Стаса Намина.
Кто пишет песни, лирику и музыку в вашем проекте? — Все песни и композиции написаны мной, русские тексты тоже. Над английскими текстами в свое время потрудилсь Денис Хабибуллин, Артур Заставниченко и Андреас Кампобассо.
Какая общая концепция у вашего творчества? — Дарить людим радость (пусть иногда даже со слезами на глазах). Попробовать перетянуть хотя бы несколько человек на свою сторону восприятия музыки: от «опца дрицца оп цацца» к чему то посерьезней, подушевней. Наслаждение от самого процесса создания.
О чем ваши песни? — В сборнике чуть ли половина баллад, и в них превалирует извечная тема неразделенной любви, страданий, сложностей в отношениях между мужчиной и женщиной. Есть военная тема (1812). Don’t let me down – это личная история текстовика Кампобассо о непреодолимой привязанности к демонической женщине.
Наиболее ценными для себя считаю песни Flowers in the Dust и Alley of Angels. Первая написана в память трагических событий в Одессе в 2014. Слушая вторую, нужно представить себе Аллею Ангелов в Донецке, и сразу станет понятно, что содержит в себе музыка и текст. В ней я спел дуэтом со своей дочерью Мелиссой.
Песня Mama также говорить сама за себя – непроходящая грусть от утраты. Немного хулиганского веселья в песнях Love Fever и Casuel Fate. Мрак восприятия действительности с вмешательством ангела, который спасает – в песне Ангел. Потеря человеком восприимчивости к метафизическому свету как результат очерствения души – в песне Tell me Princess. Мольба измученной души о помощи свыше – Руку дай мне. Парк Авеню – здесь можно просто представить себе сентиментальную сцену из лёгкого фильма-мелодрамы.
Планы на развитие? — Понятия не имею. Как Бог даст. В плане умственного развития – в книжном шкафу лежит штук десять замечательных книг, до который никак не могу добраться.
Алексей, мы слышали, что вы бы хотели писать музыку для кинофильмов. В каких фильмах, жанрах кино видите свою музыку? — О да! Это «мечта поэта», что называется.
В каких жанрах? — Почти во всех: от криминалных сериалов до мелодрам и мюзиклов, от психологичеких фильмов до драм и историй о любви.
Благодарим за интервью! Успехов и исполнения всех ваших желаний в новом году! Мира на земле!
Никита Шачнев /«Звезда Сочи» Фото: архив Алексея Нелидова