Новости в мире

УШЕЛ РЕЖИССЕР

Ловец смыслов: скончался Вадим Абдрашитов

12 февраля на 79-м году жизни скончался режиссер Вадим Абдрашитов. За три десятилетия активной творческой деятельности он снял чуть более десятка картин, но каждая из них становилась событием для кинематографа и общества. Его фильмы называли кинематографом морального беспокойства, потому что режиссер умел, как никто, заметить нравственную несостоятельность социума в зародыше и поставить точный диагноз. О жизненном пути прославленного режиссера вспоминают «Известия».

Перекати-поле
Вадим Абдрашитов родился в семье военного 19 января 1945 года в Харькове, однако родной город почти не остался в памяти режиссера — вскоре семья переехала на Камчатку, затем — на Сахалин, где будущий режиссер пошел в школу, позднее — в Ленинград, где его отец, офицер-железнодорожник Шакир Абдрашитов, учился в академии. После окончания учебы он перевез семью к новому месту службы — в Новосибирскую область, где Вадим тяжело заболел. Вердикт врачей был однозначным: чтобы вернуть здоровье, мальчику нужны солнце, фрукты, витамины. И тогда отец обратился с письмом о переводе лично к министру обороны Малиновскому. Как ни странно, семейные обстоятельства офицера были приняты во внимание: Абдрашитовы переехали в Алма-Ату.
Алма-атинские родственники помогли быстро освоиться на новом месте. Вадим пошел в местную школу, затем — в Алма-Атинский техникум железнодорожного транспорта. Параллельно пошел учиться в театральную студию при Алма-Атинском ТЮЗе, где познакомился и на всю жизнь подружился с Александром Филиппенко и Владимиром Толоконниковым (Шариков в «Собачьем сердце»). Подумывал стать актером — но полет Гагарина в 1961 году изменил всё. Абдрашитов был уверен: будущее человечества связано исключительно с физикой — и после школы подал документы в Московский физико-технический институт. Способный юноша, с легкостью осваивавший школьную программу, прошел экзаменационное сито без проблем.
Физтех 1960-х был одним из центров столичной культурной жизни. Нередко там проходили творческие вечера, встречи с интересными людьми. Одним из них стал Михаил Ромм, представивший студентам картину «Девять дней одного года». Она произвела на Абдрашитова неизгладимое впечатление. Возможно, именно тогда он решил связать жизнь с кино. Из МФТИ он ушел в Химико-технологический институт, где уже профессионально занялся съемками: много фотографировал, экспериментировал с пленкой. После института по распределению пришел на Московский завод электроламповых приборов. Молодому инженеру прочили успешную карьеру, уговаривали вступить в партию. Но Абдрашитов отказался: он уже серьезно готовился к поступлению во ВГИК.

Путь в кино
В 1970 году Вадим Абдрашитов с первой попытки поступил на режиссерский факультет ВГИКа, на курс Михаила Ромма. Его первая студенческая работа, немой шестиминутный фильм «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки учителя. Ромм даже хотел вставить его в свой большой документальный фильм «Мир сегодня», но умер, не завершив картину. После смерти Ромма Абдрашитов продолжал обучение в мастерской Льва Кулиджанова. Дипломный фильм Абдрашитова, короткометражная комедия «Остановите Потапова!», ставший единственной комедийной работой режиссера, был высоко оценен коллегами и учителями.
После окончания ВГИКа Юрий Райзман, соратник Михаила Ромма и руководитель одного из творческих объединений «Мосфильма», тут же пригласил молодого режиссера к себе на студию. Тут же, на «Мосфильме», Абдрашитов познакомился со сценаристом Александром Миндадзе, в творческом содружестве с которым впоследствии были сняты все 11 полнометражных фильмов режиссера.
Первой картиной Абдрашитова стало «Слово для защиты» — криминальная нравственная драма, в которой главные роли сыграли Марина Неелова и Галина Яцкина. Картина пользовалась огромной популярностью — в СССР ее посмотрели более 20 млн зрителей. Два года спустя, в 1978-м, на экраны выходит следующий фильм режиссера — «Поворот» с Олегом Янковским и Ириной Купченко. И здесь во главу угла ставятся моральные проблемы — угрызения совести молодого ученого, невольно ставшего виновником смертельной аварии. Стоит ли смерть человека того, чтобы рушить еще одну жизнь, блестящую карьеру и счастливую семью? Уже прочно сформировавшийся тандем Абдрашитова и Миндадзе в своем киноповествовании ставил перед зрителем вопрос, на который невозможно было найти однозначные ответы.
Столь же неоднозначным стал третий фильм Абдрашитова «Охота на лис» — о странной нравственной связи преступника, не имеющего нравственных ориентиров, и его жертвы, которая тоже лишь нащупывает собственный моральный стержень, с трудом отыскивая свои ориентиры в сложных вопросах морали.

Абдрашитов принадлежит к числу режиссеров, чей творческий стиль, определившись однажды, мало подвергался изменению с годами. В его картинах больше мысли, чем действия, они разворачиваются неспешно, но каждый поворот сюжета наполняется внутренним напряжением, а за диалогами героя встают вторые и третьи слои смыслов, и их многозначность понятна даже неподготовленному зрителю. Стержнем сюжета становится моральный выбор героя — но он никогда не бывает простым и однозначным. Эта многополярность морального выбора в картинах режиссера часто напрягала советскую цензуру. Об этом рассказывал «Известиям» сам Абдрашитов, повествуя об истории появления на экранах еще одной своей знаменитой картины.
«Как мог выйти фильм с названием «Остановился поезд»? А ведь ситуация была идиотическая! — рассказывал режиссер. — Сценарий назывался «Смерть машиниста». Когда я только начал его пробивать, мне сказали, что это глупость — как советский машинист может умереть! Фильм должен был сниматься для ТВ, в двух сериях, поэтому герои постоянно спорили, подчеркивая стилистический минимализм картины. И мы назвали ее «Диалоги». Но тут началась кампания против иностранных слов. В то время было главное — не попасть в какую-то кампанию. Например, против курения. Я под нее попал. В картине «Поворот» есть момент, где Люба Стриженова всю сцену курит. Сцена снята, и из-за нее фильм может не выйти. Я перемонтировал все это, сигареты в кадре нет, зато у Любы Стриженовой, как у Змея Горыныча, идет дым изо рта, когда она говорит. Так и осталось. Потом кампания закончилось».

Пророк в своем отечестве
Несмотря на цензурные проблемы, картины Абдрашитова, такие разные и всё же объединенные общей темой нелегкого морального выбора и поиска собственных нравственных ориентиров, каждый раз становились событиями. И каждый раз, признавался режиссер, он снимал фильм словно бы с чистого листа, всякий раз оказываясь перед новой проблемой и новой задачей.
«Нельзя же сравнить «Остановился поезд» с «Парадом планет»! — говорил он. — Мы каждый раз начинали с нуля, каждый раз, выходя на площадку, я чувствовал себя дебютантом, никакой прошлый опыт не работал. Даже работа с актерами была принципиально разной».

Последней картиной Вадима Абдрашитова стал фильм «Магнитные бури», выпущенный в 2003 году. После этого режиссер замолчал. Поговаривали, что он не может найти деньги для съемок, что его кинематограф многие продюсеры считают неактуальным. Впрочем, публика думала иначе. И не только публика — многие критики подмечали, как картины, снятые в советскую эпоху, удивительным образом отражают те же моральные дилеммы, с которыми сталкиваются наши современники.
Почти все его сценарии не придуманы, а взяты из реальной жизни.

Сам Абдрашитов, впрочем, не считал себя пророком. «Я бы не стал наши фильмы называть пророчествами или даже предчувствиями, — говорил он. — Мы, и прежде всего автор всех этих фильмов Александр Миндадзе, просто были внимательны к тому, что происходило. Допустим, есть несколько условный персонаж Плюмбум. Но зритель воспринимает его так, словно этот человек рядом с ним. А он вышел из заметки в «Московском комсомольце» о дружиннике, злоупотреблявшем властью. Мы с Миндадзе много говорили об этом, и это перешло в замысел фильма. Миндадзе в сценарии превратил этого подростка в человека, которому одновременно 15 и 40 лет и который не чувствует боли. Здесь нет никакого предвидения. Правда, что-то похожее происходит и сейчас, но здесь работает скорее некая цикличность нашей истории».

В последние годы режиссер не раз говорил, что современному кинематографу не хватает мощной художественной идеи — такой, какой стала для Франции «новая волна», а для СССР — «оттепельное кино», соединившее классику с неореализмом. Он верил в будущий ренессанс кинематографа. Что ж, если он произойдет, пророческие и при всем консерватизме формы, безусловно, новаторские в постановке проблем картины Вадима Абдрашитова станут его фундаментом.

Источник: iz.ru
Фото: Legion-Media

В интервью, которое режиссёр дал "Известиям" в мае прошлого года, отвечая на каверзный вопрос о студентах, интересующихся у него, "уезжать или оставаться", режиссер выразился предельно четко:
- Куда уезжать? Что делать там? Если ты художник, воспитанный в русской культуре, кому ты там нужен?

Хотя об этом предавшие нашу страну стараются не думать.