Новости Сочи

СОЗДАЛ ПРОГРАММУ

«Сириус» создал новую программу эколого-технологического туризма для школьников

Университет «Сириус» разработал новую программу детского эколого-технологического туризма.
В рамках нее школьники будут участвовать в экологических и климатических исследованиях на базе природных объектов в регионах России и работать над прикладными научными задачами, сформулированными ведущими учеными и компаниями-партнерами «Сириуса».
исследования дети продолжат на базе своих школ при методической поддержке «Сириуса», а лучшие проекты – презентуют в рамках экологического направления конкурса «Большие вызовы».
Одна из главных целей новой программы – повысить интерес молодежи к науке и технологиям, которые помогают преодолеть экологические и климатические вызовы. Она поможет увеличить количество ребят, которые выбирают это направление для образования, научной и профессиональной деятельности.

Подготовку и практическую реализацию программы председатель Совета федеральной территории Елена Шмелева обсудила с представителями ведущих вузов и институтов России в рамках сессии на 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) в Дубае.

«Экологические и климатические исследования становятся одним из приоритетных направлений как в России, так и во всем мире. Устойчивое развитие требует увеличения количества таких исследований, вовлечения в них большего количества людей, участия индустриальных компаний не только в проектах по повышению экологической безопасности производств, но и в научно-образовательных программах. Без появления новых квалифицированных специалистов невозможно долгосрочное развитие в этой сфере. Именно в этом направлении работает международный научный центр в области экологии и вопросов изменения климата Университета «Сириус». Создание условий, при которых молодежь погрузится в экологическую повестку и примет участие в поиске решений экологических проблем, – это наша общая задача», – сказала Елена Шмелева, обращаясь к участникам сессии.

Программа детского эколого-технологического туризма включает в себя три основных компонента: практическое знакомство школьников с высокотехнологичным предприятием, прохождение эко-туристических маршрутов региона и участие в научном исследовании в области климата и экологии.

Дети смогут выбрать интересующий их регион и выполнить небольшой проект, предложенный индустриальной компанией. После прохождения отбора, им откроется онлайн-доступ к образовательным материалам для самостоятельного изучения.

Освоив учебные материалы и пройдя отбор, школьники получат от «Сириуса» грант на экотур и отправятся для проведения исследований в регионы России – в заповедники, национальные парки или на особо охраняемые территории. Там под руководством наставников они будут отбирать пробы и проводить анализы в лабораториях партнеров «Сириуса». Первый отчет о проделанной работе дети покажут в заключительный день программы, а завершат работу над проектом уже дома.
Лучшие результаты будут ежегодно представляться в Научно-технологическом университете «Сириус» в рамках конкурса «Большие вызовы». Там же ребята смогут предложить практические решения по адаптации к климатическим изменениям или мероприятия, которые могут улучшить экологическое состояние природных объектов.

Одним из регионов, который школьники смогут посетить в рамках нового проекта, станет федеральная территория «Сириус».
В этом году Университет «Сириус» уже разработал 16 экологических троп.
Сейчас ведется работа по их благоустройству. Прохождение таких эко-маршрутов будет совмещено с натурными исследованиями в рамках научных задач по изучению уникального биоразнообразия и мониторингу состояния местных экосистем.

По словам Елены Шмелевой, особую роль в новой программе выполняют ученые. Именно от них зависит, насколько интересными будут исследовательские задачи, поставленные перед школьниками, и смогут ли результаты детей применяться в реальных проектах. Принявшие участие в дискуссии эксперты поддержали проект.

Руководитель лаборатории взаимодействия океана и атмосферы и мониторинга климатических изменений Института океанологии Сергей Гулев, ссылаясь на собственный опыт, согласился, что вовлечение школьников в научную работу позволяет найти ответы на вызовы, стоящие сегодня перед всем миром в области климата.
«Благодаря таким программам школьники могут начать свой путь в этой области и в будущем вырасти в очень хороших специалистов. Но даже те, кто решит не связывать свою жизнь с наукой, смогут узнать больше о климатических исследованиях и впоследствии будут передавать эти знания дальше. Это значительно повысит осведомленность общества об экологических вопросах и проблемах. Наш институт активно сотрудничает с «Сириусом» и будет участвовать в реализации его новой программы», – отметил Сергей Гулев.

Врио директора департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Минобрнауки Антон Шашкин отметил, что существенный вклад в просвещение и образование в этой сфере также внесет включение экологических троп на федеральной территории «Сириус» в число карбоновых полигонов.
«Во время Конгресса молодых ученых мы показали иностранным гостям, входящим в состав Международного совета карбоновых полигонов, те маршруты, которые «Сириус» планирует задействовать в своих экологических тропах, и они были очень впечатлены. Думаю, что нам необходимо развивать это направление. Уверен, что федеральную территорию можно будет использовать как стартовую площадку для всех аналогичных полигонов в стране», – добавил Антон Шашкин.

По поручению Президента России «Сириус» занимается развитием различных направлений «умного туризма». Он подразумевает посещения школьниками и студентами объектов научно-исследовательской инфраструктуры, промышленности и выполнения ими реальных исследовательских и научно-технологических задач под руководством научно-педагогических работников и экспертов-практиков.

ОЦ СИРИУС