Записки из путешествий

ПЛЫВЕМ ПО СЕНТЯБРЮ


СЕВЕРНЫЙ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ МОСКВЫ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕНЬ ГОРОДА
Три года назад, в День города, в сентябре, в Москве после масштабной реставрации был открыт Северный речной вокзал. Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот архитектурный памятник быстро вернул свое былое величие: здесь проводят городские мероприятия, играют свадьбы, проводят фотосессии, отдыхают, наслаждаясь водой и природой.

Впервые этот порт пяти морей, как окрестили вокзал сразу после открытия, заслужил любовь горожан и гостей столицы еще в 1930-е годы. Он стал первым вокзалом, на который люди приезжали просто погулять и отдохнуть.

Северный речной вокзал стал заключительным аккордом грандиозной стройки 1930-х годов: канала Москва — Волга. Возведение здания речного вокзала шло параллельно с созданием канала и Химкинского водохранилища. Но наполнили водоем уже после того, как здание было готово. Кстати, грунт из котлована водохранилища использовали при создании террас парка Северного речного вокзала.

Автором проекта Северного речного вокзала (изначально он назывался Химкинским) стал Алексей Рухлядев, который в 1920-е годы входил в авангардистскую группу архитекторов-рационалистов — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В конце 1930-х творческая направленность советской архитектуры меняется. Нестандартные решения авангарда больше не отвечали запросам наступающей эпохи, во главу угла поставили освоение классического наследия, синтез искусств, монументальность, симметрии. Этот переход воплотился в проекте Северного речного вокзала, своеобразный отсыл в эпоху итальянского Ренессанса.


Как любое произведение искусства, здание Северного речного вокзала вызывает массу ассоциаций. Для кого-то это трехпалубный корабль с мачтой в центральной части, для кого-то — аллюзия на венецианский Дворец Дожей, а кто-то угадывает в нем очертания петербургского Адмиралтейства.
Сам Алексей Рухлядев говорил, что «плавный ход и бархатный гудок волжского парохода — одно из любимых впечатлений его молодости».


Новаторский подход архитектора состоял в том, что он не только построил функциональное здание для транспортировки пассажиров, но и создал великолепное общественно-культурное пространство. Люди приезжали сюда просто отдохнуть: прогуляться по открытым галереям, выйти на крышу, выполнявшую функцию смотровой площадки, перекусить в ресторане, посмотреть на фонтаны и, конечно, пройтись в парке речного вокзала — многофункциональная городская орбита.

Со временем, по прошествии непростых десятилетий социалистическое великолепие потеряло свой блеск, что-то и вовсе было утрачено. Шедевру Алексея Рухлядева требовалась реставрация.
Работы по возрождению Северного речного вокзала и прилегающей территории начались в 2018 году. Проект реставрации, пожалуй, не уступает по своим масштабам проекту строительства. 400 реставраторов всех специальностей со всей страны трудились два года, чтобы вернуть москвичам легендарный порт пяти морей. Специалисты провели работы по усилению фундаментов и конструкций, по реставрации интерьеров, живописи, фонарей, светильников, фонтанов. Привели в порядок и знаменитый шпиль, и венчающую его звезду. Все работы проводили на основе комплексных научных исследований.

Сергей Собянин обозначил реставрацию Северного морского вокзала как лучший строительный проект 2020 года.
Пожалуй, самое главное, что в этом ничуть не сомневаются москвичи и гости столицы, независимо от времени года и возраста!


Олег Карганов для «Звезда Сочи»
Фото: автора
Использованы материалы: Официальный сайт Мэра Москвы