В экспозиции представлены предметы, связанные с жизнью Виктора Цоя: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет и арт-образы
В Центральном выставочном зале «Манеж» Москвы, 15 января, открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Это первое мероприятие такого масштаба, выставка-биография, посвященное поэту и музыканту, легенде российского рока.
Проект приурочен к 60-летию со дня рождения Виктора Цоя, которое будет отмечаться 21 июня 2022 года
Прожив всего 28 лет (21 июня 1962 Ленинград - 15 августа 1990 Тукумский район), Виктор Цой является легендой уже не одного поколения, бунтарь, борец, выразивший себя в творчестве без вранья и лицемерного поучительства. Он заявил о своем веке и заглянул в будущее, что отражено в музыке, стихах, картинах, кино.
В 1988 году по итогам опроса кинокритиков журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро — Виктор Цой был назван лучшим актером года.
Смерть поэта и музыканта Виктора Цоя в автомобильной катастрофе в Латвии была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке в Москве появилась «Стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив» и признаниями в любви музыканту.
Режиссер Алексей Учитель снял документальный фильм «Последний герой», посвященный Виктору Цою.
Проведение уникальной выставки в 2022 стало возможным благодаря семье музыканта — отцу Роберту Максимовичу и сыну Александру, ближайшему окружению Виктора Цоя, его друзьям, поклонникам, а также коллекционерам.
Выставка охватывает несколько сфер жизни легендарного музыканта, его путь от кочегара, работающего в угольной котельной, до артиста, покорившего мир своими песнями, картинами, актерской игрой.
Выставка-биография проходит в 11 залах, размещена на площади три тысячи квадратных метров. Авторы проекта воссоздали весь путь музыканта — от застенчивого мальчишки до кумира нескольких поколений. Экспозиция организована не хронологически, а по темам: музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство.
«Задумывая выставку, мы хотели не просто погрузить зрителей в атмосферу музыки и образов, знакомую миллионам людей в нашей стране, но и дать возможность увидеть другого Цоя — художника, героя неснятого киберпанк-боевика, представителя неизвестного западной публике советского андеграунда. Сценография, аудио и визуальные эффекты выводят этот проект за рамки привычной выставки, поэтому мы называем ее выставка-байопик и, приглашая зрителей, говорим: “Будет как в «Кино»!”», — рассказал Александр Цой, креативный продюсер проекта.
В апреле 1990 г. группа «Кино» (Виктор Цой) выступает с концертом в «Олимпийском», все складывается как нельзя лучше.
видео: youtube
Благодаря американке Джоанне Стингрей Виктора Цоя и «Кино» узнали в США, поклонники ждали новых пластинок и концертов. Его живописные работы тоже засветились: однажды Джоанна показала несколько картин легендарному Энди Уорхолу, который, одобрив их, подписал для автора банку того самого супа «Кэмпбелл» — первое, что попалось под руку. Цой так никогда ее и не открыл — сохранил на память.
Самое большое количество поклонников было у Цоя на родине, в России. Фанаты отправляли ему письма в Ленинград, на адрес родительской квартиры. Послания — все до единого — передавали музыканту, он читал их и по возможности старался ответить. Земфира рассказывает, что к року привел ее именно Виктор Цой.
Цой имел успех и на актерском поприще. Он снялся в восьми фильмах, часть из которых документальные. Режиссеры игрового кино ценили его за артистичность и харизму. Виктор Цоя можно увидеть в «Ассе» (1987) Сергея Соловьева и «Игле» (1988) Рашида Нугманова. В последней он исполнил роль Моро — молодого человека, который спасает от наркозависимости свою знакомую. Оценили эту работу не только поклонники, но и критики: журнал «Советский экран» назвал Цоя актером года.
А в 1990 году Цой должен был сняться в «Цитадели смерти», киберпанк-фильме Рашида Нугманова, второй части «Иглы». По сюжету, полюбившийся зрителям Моро продолжал бороться со злом — но уже за пределами страны. Все было почти готово: сценарий для картины написал Уильям Гибсон, к работе планировали приступить продюсеры из Японии, на роли, кроме Цоя, утвердили Брюса Уиллиса и Дэвида Бирна, собирали декорации. Нугманов сохранил в своей коллекции реквизитные предметы, которые ему так и не пригодились: дорожные знаки, разукрашенные покрышки, металлические баки, кое-что из одежды, стул с именем актера и многое другое.
Съемки не состоялись из-за гибели Виктора Цоя — его не стало 15 августа 1990 года под Ригой. До сих пор его смерть непонятна, мистична и не укладывается в сознание.
Изменилось время, наступили долгожданные перемены, но и после своей смерти Виктор Цой продолжает выражать настроение новой эпохи. Тексты его песен схожи с поэзией Пушкина по простоте, той народной мудрости и лаконичности.
Важная часть экспозиции — взгляд на творчество Цоя глазами людей другой культуры. Тексты к выставке и в каталоге написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастенэром, другом Виктора, который издал его пластинку во Франции в 1989 году. Свои архивы передала также Джоанна Стингрей (США), популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе. Рашид Нугманов (Франция) представил целый зал, посвященный фильму, который готовили к съемкам японские продюсеры.
Использованы материалы: официальный сайт мэра Москвы; vokrug.tv; daily.afisha.ru
Фото: «Звезда Сочи»; zen.yandex.ru