Блоги

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО ОБЫКНОВЕННЫХ ВОЛШЕБНИКОВ

В Сочи, 11 августа, состоялось выразительное событие - вернисаж восстановленных картин Леонида Лучевского и большой выставочный проект «МатриархАrt».

Лирика советского реализма - пей­за­жи и на­тюр­морты из­вес­тно­го со­чин­ско­го ху­дож­ни­ка Ле­они­да Лу­чев­ско­го заняли достойное место в одном из залов Ху­до­жес­твен­ного му­зея Сочи и очаровывают зрителя неброской русской красотой: «Горная река», «Новая весна», «Натюрморт с арбузом», «Солнечный натюрморт», «Весенние цветы» и другие.
Заслуженный художник России Леонид Лучевский (1929-2000) был широко известен и востребован в СССР, пользовался заслуженным авторитетом коллег, искусствоведов и зрителей всей страны. Художник много путешествовал по России, его приглашали участвовать в крупнейших выставках и пленерах.
Но времена перестройки в нашей стране были негативны не только к творческим людям, но и жестоки к плодам их трудов.

Поэтому непростая история стоит и за наследием Леонида Лучевского.
В 2016 году в подсобных помещениях сочинского санатория «Золотой колос» были обнаружены картины, находящиеся в аварийном состоянии.
По инициативе генерального директора санатория Хайдарова Ильнара Раисовича сотрудниками Сочинского художественного музея Борисом Салаховым и Екатериной Хотиновой была проделана большая работа по реставрации произведений. Экспертиза показала, что картины принадлежат кисти одного из самых именитых сочинских художников XX века — Леонида Ивановича Лучевского. 
Представленные на выставке картины, судя по всему, поступили в санаторий «Золотой колос» в восьмидесятые годы и иллюстрируют самую широкую географию от Сибири до Кавказа. Затем, во времена выживания, когда уже было не до искусств, они где-то "почили в бозе".
Ещё пол­то­ра го­да на­зад картины пы­ли­лись в од­ном из под­собных по­ме­ще­ний са­на­то­рия, и вот, благодаря стараниям художников-реставраторов Бориса и Екатерины, кропотливому труду мастеров, они практически воскресли из небытия и забвения, и украсили собой великолепный художественный музей, гордость южного именитого курорта.

Художественный музей Сочи, это и творческая, и мистическая площадка Сочи, здесь встречаются старые друзья, сбрасываются годы, разлуки, печали, звучит музыка, люди общаются, танцуют, обсуждают и делятся впечатлениями и эмоциями, напитываются энергетикой, которой пронизаны выставочные экспонаты.
Искусство не имеет возраста, и дело рук человеческих, его творение зачастую гораздо более расскажет о времени и заденет за живое.
В этот раз все было особенно сердечно.

Впрочем, слово за зрителем.
Гоар Казарян (Сочи):
Мои впечатления о выставке самые яркие, получила огромное удовольствие! Испытала просто шок от истории, о том как эти картины были найдены, целый год шла реставрация, какой за этим всем колоссальный труд! И удивителен тот факт, что художник, которого нет с нами с 2000 года, но он незримо здесь, душа его здесь, и он радуется вместе с нами. Вот просто мурашки по коже. Мы были и наверху, посмотрели и новую выставку, и опять вернулись к Лучевскому. И опять эти ощущения мурашек по коже, такие вот незабывамые впечатления!

Чудо - таким словом охарактеризовал Петр Александрович Хрисанов, директор Сочинского художественного музея выставку восстановленных работ Лучевского. 
Его кар­ти­ны по­лу­чи­ли вто­рую жизнь, это боль­шой вклад в куль­ту­ру го­ро­да. 
Ле­онид Лу­чев­ский - со­чи­нец, он был мастером, учителем, авторитетом для мно­гих ху­дож­ни­ков.
В зале картин художника Леонида Лучевского состоялась и наша беседа с волшебниками, сотворившими это чудо для всех жителей и гостей города, художниками-реставраторами Борисом Салаховым и Екатериной Хотиновой.

Екатерина, Борис, вернисаж сегодня это радость, что ощущается и незримо присутствует в музее, в движении гостей, в приподнятом настроении, живет в отреставрированных картинах. Скажите, что для вас ваша работа, это очень трудно? И какая картина была, что называется, самой "тяжелой"?

Екатерина, Борис - практически вместе:
Для нас наша работа в радость, мы даже не замечали как летит время!
Екатерина - Борис, он главный, он го­су­дарс­твен­ный эк­сперт по куль­тур­ным цен­ностям, ху­дож­ник-рес­тавра­тор, и в основном все это его заслуга, он и расскажет вам об этом.
Борис - Художник Леонид Лучевский представляет хо­ро­шую ака­де­ми­чес­кую Ле­нин­градскую шко­лу живописи и по уров­ню сто­ит как хо­ро­ший мас­тер соц­ре­ализ­ма. Он поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том на тер­ри­то­рии всего Со­вет­ско­го Со­юза, мно­го пу­те­шес­тво­вал, пи­сал свои ра­бо­ты в раз­ных при­род­ных по­ло­сах, что и показывает данная выставка, у него много натюрмортов, пейзажей, трудно выделить наиболее тяжелую для нас работу, нам нравятся все. Но кое-какие секреты все-же есть.
Борис подводит нас к картине Лучевского «Натюрморт с арбузом»,
- Вот это и есть самая любимая, она же была и самая тяжелая. На ней был гри­бок, ава­рий­ное сос­то­яние кле­ево­го грун­та, практически до холста, на ко­то­рое так­же дей­ству­ет влаж­ность, об­ра­зо­ва­лись вы­па­ды красочного слоя. К тому же было по­мут­не­ние и ла­ко­во­го слоя, поэтому проведен ши­ро­кий спектр рес­тавра­ци­он­ных ра­бот по вос­ста­нов­ле­нию этой работы, также и других картин. И вот перед вами то, что вы сейчас видите.

С трудом верится, что этот шикарный сочный арбуз был совсем недавно поврежден и не радовал взгляд своей летней щедростью. Это и есть волшебство художника-реставратора, Борис?

Борис - А что такое вообще живопись? Чем она отличается, например, от фотографии? И тем, что жизнь картины длится гораздо дольше, чем фото, она меньше подвержена внешнему воздействию, и тем, что ее можно отреставрировать, в отличие от того же фото. Хорошее полотно способно жить без реставрации по 200-300 лет и даже более, и затем жизнь картины продолжит художник-реставратор. Вы сказали, что и в картинах ощущается движение. Так оно и есть, на самом деле.
Картина, она же не реальность, она продукт работы художника, это то, что он увидел в действительности, затем переработал в своем мозгу и уже далее перенес на холст, запечатлел, и это уже только его отражение этого мира, его собственные ощущения, от него. Да, это сродни волшебсту. Потом я, например, берусь за реставрацию, я следую всем правилам восстановления, но я неизбежно приношу что-то свое, как бы наполняю жизнью поврежденное простанство. Да, и зрители это тоже чувствуют, и это радостно. Это для всех.

Это радостно и тому, кого уже нет с нами сегодня, его творчество востребовано, благодаря вам, вашей работе, спасибо большое! Это просто чудо, лучше не скажешь

Екатерина - Это еще не все чудеса... Чудо было, и совсем недавно. Мы практически закончили реставрационные работы по наследию Леонида Лучевского, к нам пришли уже телевизионщики освещать открытие выставки, а самого портрета художника у нас не было, не находился. И вот буквально на днях появился и портрет самого Леонида Лучевского работы Давида Двоскина, так что чудо и, правда, есть.

И напоследок, поведайте нам и про «Мат­ри­архART»

Екатерина - Давайте я отвечу на этот вопрос. 
Мы тесно сотрудничаем с художниками Юга России, с Творческой Мастерской Южного отделения РАХ. Выставка посвящена 260-летию Российской Академии Художеств. В «Мат­ри­архART» вош­ли ра­бо­ты как именитых, так и сов­сем мо­ло­дых ху­дож­ни­ков. 
Главное же, что показывает данный грантовый проект - это творческая лаборатория Южного отделения РАХ, в которой участвуют и академики РАХ, члены-корреспонденты РАХ, заслуженные художники России, так и молодые дарования, это и переемственность поколений, и своеобразие искусства, его гуманистическая направленность, набор высоты и дальнейший полет. 
Это работы, в основном, в стиле модерн, пос­тмо­дерн, есть и классика. «Мат­ри­архART» пройдет в Сочи, а далее отправится в Москву.

Алла Козлова
Фото; "Звезда Сочи"



image
image
image
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ