Елена Шмелева предложила создать единую образовательную модель, востребованную на всем пространстве ЕАЭС
В настоящее время в мире происходит переход от экономики знаний к экономике талантов Эта тенденция актуальна и для государств – членов ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Поэтому успех евразийской экономической интеграции и ее качество в перспективе напрямую зависят от работы с молодежью. Об этом говорила председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева на сессии «Новое поколение Евразии: молодые таланты», которая прошла 24 мая в Москве в рамках деловой программы II Евразийского экономического форума. Ее участники обсудили пути развития и сближения национальных систем образования и науки, повышение мобильности талантов, совместное создание инновационных экосистем и вовлечение молодежи в международные научно-исследовательские и предпринимательские проекты.
Елена Шмелева призвала обратить внимание на тот факт, что ведущие страны мира сегодня конкурируют не только в сфере геополитики, экономики и технологий, но и борются за талантливых детей и молодежь, и важность этого вопроса нельзя недооценивать. Она предложила создать в рамках евразийского сотрудничества единую образовательную модель, которая будет конкурировать с западной за умы и юные таланты. «Безусловно, в западной модели есть и интересные педагогические подходы, которые мы можем признать. Но допустимо ли в современном мире не иметь собственной конкурентоспособной модели образования? Я бы предложила нам всем вместе подумать над созданием объединяющей наши страны образовательной модели или сети школ, которые бы развивались в соответствии с лучшими мировыми практиками и стандартами, но при этом учитывали наши государственные и национальные интересы. Для “Сириуса”, например, эта задача представляется одной из наиболее важных. И сегодня мы уже ведем диалог с корпоративными и академическими партнерами в ряде стран, чтобы вместе создать такую модель, которая была бы широко востребована на всем пространстве ЕАЭС и на территории других дружественных государств», – сказала Елена Шмелева.
Она также отметила, что международное сотрудничество научно-образовательных институтов с индустриальными партнерами и создание совместных высокотехнологичных предприятий может стать одним из драйверов развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. «Очень важно знакомить молодежь с передовыми технологиями и лучшими практиками, независимо от того, в какой из наших стран они были разработаны и реализованы. Мы должны вовлекать молодых людей в международные научно-исследовательские и предпринимательские проекты в рамках евразийского сотрудничества», – добавила Елена Шмелева.
В сессии также приняли участие ректор Дипломатической академии МИД России Александр Яковенко, посол по особым поручениям МИД России Юрий Сентюрин, директор департамента протокола и организационного обеспечения Евразийской экономической комиссии Данияр Турусбеков, проректор по научно-технологическому развитию Университета «Сириус» Роман Иванов, директор московской школы «Покровский квартал» Павел Терехов, ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев, заместитель генерального директора – директор по организационному развитию АО «ОХК «УРАЛХИМ» Александра Глазкова, советник cекретариата МИД России, председатель Совета молодых дипломатов МИД России Константин Колпаков, проректор по молодежной политике, социальной работе и международным связям МГИМО Станислав Суровцев.
Александр Яковенко подтвердил необходимость синхронизации систем образования стран – членов ЕАЭС в соответствии с поставленными задачами. «Создание на платформе Евразийского союза общей экосреды для вовлечения интеллектуально активной, нестандартно мыслящей молодежи – одна из ключевых наших задач. Первые шаги уже сделаны, но нужна более системная работа со стратегическим прицелом. Нам нужны новые точки опоры для развития и новые стандарты в образовании», – заявил ректор Дипломатической академии МИД России.
В свою очередь, Юрий Сентюрин отметил, что России сегодня необходимы энергетический, интеллектуальный и технологический суверенитет. «Обеспечить их невозможно, если не опираться на систему подготовки специалистов, фундаментальную науку, дисциплинарный подход и практико-ориентированную форму обучения. Поэтому сегодня так важны модели, которые предлагают “Сириус” и другие научно-исследовательские образовательные учреждения, идущие в фарватере этой работы», – добавил посол по особым поручениям МИД России.
Участники обсуждения выразили уверенность, что в перспективе государства – члены ЕАЭС – должны сообща развивать международные образовательные программы и олимпиадное движение, проработать вопрос создания сети сильнейших школ-партнеров, а также проводить мероприятия по вовлечению лидеров евразийской промышленности в совместные научно-образовательные проекты
Они также обратили внимание на то, что назрела необходимость активно популяризировать идеи евразийской экономической интеграции среди молодежи.
Помимо этого, эксперты отметили результаты большой работы, которую «Сириус» проводит для раскрытия молодых талантов и профессиональной подготовки педагогов. По их мнению, федеральная территория может сыграть основополагающую роль в становлении новой системы развития талантов, которая будет востребована всеми странами – участницами ЕАЭС.
Деловая программа II Евразийского экономического форума состоялась в Москве 24-25 мая. В ней приняли участие более 2 500 экспертов – представители органов власти, бизнес-сообщества, международных организаций, СМИ.