Новости в мире

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТМЕЧАЮТ

7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника

В начале января православные верующие отмечают Рождество — один из главных праздников церковного календаря, посвященный появлению на свет Иисуса Христа. В старину его называли зимней Пасхой, так как Воскресение Спасителя напрямую связано с его рождением от Пречистой Девы.
Об истории и традициях торжества читайте в материале «Известий»:
Рождество — важный праздник для христиан всех конфессий, ведь оно знаменует начало земной жизни Христа. Русская православная церковь отмечает его 7 января, а Западная церковь и ряд поместных православных церквей — 25 декабря. Расхождения в датах возникают из-за того, что у православных богослужебный календарь ведется по юлианской системе («старый стиль»), а у католиков и протестантов — по григорианской.

Начиная со II века Рождество праздновали в день Богоявления — так называли большое церковное торжество, посвященное одновременно трем важным событиям: появлению на свет Иисуса, принесению волхвами даров и Крещению Христа в реке Иордан. Самостоятельным праздником Рождество стало только в IV веке, при папе Юлии. Сейчас Русская православная церковь называет Богоявлением Крещение, которое отмечается 19 января.

Православное Рождество – 2025: история
События Рождества подробно описаны в Евангелиях от Матфея и Луки. По преданию, римский император Октавиан Август объявил всеобщую перепись населения в своем государстве, куда на тот момент входил и Израиль. Согласно иудейской традиции, человек должен был оставить запись о себе в том городе, откуда происходил его род. Поэтому Иосиф Обручник отправился с беременной Девой Марией в Вифлеем.

Из-за большого количества участников переписи святые супруги не смогли заселиться в гостиницу в Вифлееме и были вынуждены ночевать в пещере, куда загоняли скот. Там же Мария родила Сына Божьего, которого нарекла Иисусом. Спеленав младенца, она положила его в ясли — кормушку для животных.

Неподалеку от пещеры в поле находились пастухи со своими стадами. Ночью перед ними явился ангел и сообщил о рождении Спасителя. Пораженные пастухи поспешили к месту, где остановилось святое семейство, чтобы поклониться Богомладенцу и его Матери. Так, первыми свидетелями величайшего чуда стали не цари и мудрецы, а обычные люди.

После Рождества произошло еще одно важное событие — на небе загорелась новая звезда, которую позднее назвали Вифлеемской. Ее свет привел в город мудрецов с Востока — волхвов. Они тоже пришли поклониться Сыну Божьему и принесли дары: ладан (благовоние), золото и смирну (смола для помазания умерших).

Когда о рождении Мессии узнал царь Ирод, он приказал убить всех младенцев младше двух лет, появившихся на свет в Вифлееме. Однако ангел предупредил Иосифа о грозящей его сыну опасности, и тот успел скрыться с семьей в Египте. Там они находились до самой смерти тирана.

Рождество в 2025 году: традиции православного праздника 7 января
Празднование Рождества начинается накануне, в сочельник. Это самый строгий день Рождественского поста, на протяжении которого люди, соблюдающие церковный устав, воздерживаются от пищи до окончания богослужения. Перед всенощным бдением разрешается подкрепиться сочивом — постным блюдом из зерна и меда. Считается, что именно оно дало название сочельнику.

С 6 на 7 января в православных храмах проходят торжественные богослужения, которые длятся до глубокой ночи. Главная служба страны проходит в храме Христа Спасителя в Москве, на ней присутствует патриарх. Непосредственно в день Рождества верующие приглашают в гости друзей и родственников, устраивают застолья и детские мероприятия.

На Руси и сочельник, и Рождество могли отмечать праздничным ужином. В канун праздника традиционно готовили 12 блюд — по числу апостолов. Главным угощением было сочиво, с которого начинали трапезу. Также на стол ставили голубцы, вареники, блины, овощные салаты, грибы, соленья и выпечку. Считалось, что нужно обязательно попробовать всё приготовленное.

Непосредственно в день Рождества пища становилась разнообразнее, на столе появлялось мясо и молочные продукты. Зажиточные крестьяне могли заколоть к празднику поросенка или барашка, а менее богатые ели птицу. Также 7 января в деревнях готовили «козули» — небольшие булочки на сливочном масле в виде коз, овец и барашков. Они служили напоминанием о хлеве, в котором родился Иисус.

В ночь перед Рождеством дети и подростки отправлялись колядовать. Они ходили по дворам в ярких костюмах, пели рождественские песни и поздравляли хозяев. За это их благодарили выпечкой, сладостями, а иногда даже деньгами. В некоторых регионах колядующие носили с собой длинный шест, на котором красовалась рождественская звезда из бумаги или картона.

С 7 января на Руси начинались Святки — особые праздничные дни между Рождеством и Крещением (19 января). В это время верующие навещали родных, а также уделяли время заботе об одиноких стариках, сиротах, больных и нуждающихся. В деревнях устраивали шумные гуляния, представления и ярмарки. Несмотря на осуждение церкви, многие гадали, проводили ритуалы, чтобы привлечь хороший урожай, и пытались увидеть вещие сны.

Что можно и нельзя делать в Рождество 7 января
Православная церковь не налагает строгих запретов на празднование Рождества. Пост к этому дню уже завершен, поэтому все ограничения в еде снимаются. Однако, отмечают священнослужители, во время застолья всё же не следует переедать и злоупотреблять алкоголем.
В праздник не стоит заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. Хотя полного запрета на работу нет, в Рождество лучше посвятить время молитве, встречам с родными и добрым делам, чтобы не затмевать духовный смысл торжества повседневными заботами. Кроме того, не следует ссориться с окружающими, оскорблять их, сплетничать и сквернословить. Такие действия расцениваются как грех.
На Руси люди внимательно следили за погодой 6 и 7 января, ища в окружающем мире намеки на то, как сложится их будущее. Так, ясное небо в сочельник сулило богатый урожай летом. Метель в Рождество намекала на раннюю и теплую весну, а оттепель — на холодные весенние месяцы. Хорошей приметой считали снегопад в рождественское утро — он обещал прибыльный и удачный год.

Ранее «Известия» рассказали о традициях празднования католического Рождества./ ИЗВЕСТИЯ
Фото: /yandex.ru/ архивное фото


Поль Гоген. «Te tamari no atua» («Рождество»)
Поль Гоген. «Te tamari no atua» («Рождество»)
Во второй половине XIX века религиозные сюжеты появляются в искусстве сравнительно редко. Художников того времени больше занимает окружающая их действительность.
К историческим сценам, изображениям мифов, легенд и образам из Писания обращались только академические художники, возрождавшие классические идеалы, и прерафаэлиты, наоборот стремившиеся вернуться к довозрожденческой живописи.
Импрессионистов и постимпрессионистов подобные сюжеты мало занимали. В этом смысле Поль Гоген — исключение. В неказистой хижине уставшая Мария отдыхает на кровати, полуобернувшись к младенцу, лежащему на руках у повитух. Еле заметные нимбы и на звание картины — единственное указание на сюжет, отделяющее его от обычной жизни деревни. Но Рождество остается Рождеством вне зависимости от места действия, будь то Вифлеем, Таити или деревня в Бретани (такое Рождество Гоген начал писать в 1894 году и закончил уже на Таити).

Привычных осла и вола Гоген заменяет стоящими в углу коровами. Единство картины, присутствие божественного во всем соответствует словам художника о том, что «Бог не принадлежит ни ученому, ни логику, он принадлежит поэтам, сфере снов, он символ Красоты и сама Красота».
источник; фото: arzamas.academy
С ПРАЗДНИКОМ!
Новости в Мире - главная страница