Новости Сочи

НА БОЛЬШИХ ВЫЗОВАХ

На «Больших вызовах» ОЦ СИРИУС школьники изучают современные методы мониторинга психофизиологического состояния людей

На научно-технологической программе «Большие вызовы» школьники изучают передовые техники, позволяющие психологам и медикам определить, готов ли человек к выполнению сложных задач. Космонавт, летчик, подводник, исследователь на полярных станциях – каждая из этих профессий требует тщательной оценки психологического и психофизиологического состояния человека
Совместно с ведущими научными сотрудниками Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН дети учатся использовать методы аудио- и видеоанализа, актиграфии, когнитивного и психологического тестирования. Кроме того, ребята получили возможность оценить собственное эмоциональное состояние по методикам, используемым при подготовке космонавтов. Команда работает на направлении «Когнитивные исследования».

В настоящее время следить за состоянием человека можно с помощью специального браслета. Он круглосуточно считывает данные о пульсе, оксигенации, количестве шагов и продолжительности сна. Затем эти данные сравниваются с количественными показателями акустики речи и когнитивной работоспособности, а также данными, собранными с помощью видео (мимика) и самооценочных психологических опросников. Все это комплексно позволяет оценить состояние и эмоциональную подготовку человека. Методику применяют эксперты Института медико-биологических проблем Российской академии наук.

«На проекте ребята анализируют данные, способные дать представление о функциональном состоянии человека. Конкретно наш институт использует данные методики при изучении психофизиологического состояния у испытателей и космонавтов. Актиграфами измеряют продолжительность и качество сна, количество движений, частоту сердечных сокращений и многие другие показатели. В начале каждого рабочего дня на МКС космонавты докладывают в ЦУП о состоянии своего здоровья и технических систем станции. Психологи потом изучают эти записи: проводят анализ речи, ее акустики и содержания и оценивают эмоциональное состояние человека по мимике. Собираемые данные позволяют спрогнозировать эффективность работы космонавта, оценить его адаптацию к космическому полету и подготовить рекомендации для специалистов наземных служб. При этом такие дистанционные методики перспективно применять для контроля работоспособности представителей экстренных служб и других специалистов, работа которых требует повышенной концентрации и выносливости. Например, методика мониторинга усталости, встроенная в кабину автомобиля, позволит определить, насколько водитель утомлен, по траектории движения, наклону головы, хвату руля и частоте моргания. Дистанционный мониторинг делает выполнение таких работ более безопасным», – рассказывает руководитель проекта, младший научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, член российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Светлана Лебедева.

На проекте школьники учатся анализировать состояние человека по материалам научных руководителей. В Институте медико-биологических проблем РАН накоплен большой опыт таких исследований. В ходе практической части проекта ребятам тоже предложили надеть на руки браслеты-актиграфы, которые в круглосуточном режиме будут фиксировать их показатели во время всей работы на программе.

«Каждый день мы используем актиграфы, которые фиксируют изменение психоэмоционального состояния через пульс. Нам это нужно, чтобы понять, как человек адаптируется в новой обстановке. Мы сравниваем свою работу с исследованиями наших наставников, проведенными в Арктике и в космосе», – поделилась школьница София Баталова из Москвы.

«Такие исследования полезны для специалистов, которых вряд ли получится заменить искусственным интеллектом, где требуется повышенная ответственность и умение работать со сложным оборудованием. В команде я занимаюсь обработкой статистики, и в этом мне очень помогает олимпиадное программирование», – рассказала о работе над проектом учащаяся из Казани Ясмина Исмагилова.

Благодаря этому проекту каждый участник может попробовать себя сразу в двух ролях: исследователя и участника исследований, а также испытать на себе методики, что применяются в космосе. В конце программы ребята сравнят свои данные с опубликованными данными ИМБП РАН, научатся систематизировать большой объем информации и на ее основе делать выводы о психофизиологическом состоянии человека.

В 2023 году направление «Когнитивные исследования» включает в себя пять проектов.

Научно-технологическая программа «Большие вызовы» – флагманский проект Образовательного центра «Сириус». В рамках программы школьники совместно с крупнейшими российскими компаниями и научными институтами разрабатывают проекты и ведут исследования. Программа проводится восьмой год подряд. В ней принимают участие почти 400 детей со всей страны.

ОЦ СИРИУС