На премьеру «Нормы» в Петербург съехались гости из-за рубежа и светская Москва
Фестиваль "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербурге открылся грандиозной премьерой. Впервые за 150 лет здесь поставили оперу "Норма". За дирижерским пультом был сам маэстро Гергиев. Режиссер-постановщик — Сергей Новиков.
Позже, после окончания спектакля, они рассказали, как им вместе работалось (продуктивно и успешно, причем уже не в первый раз). Валерий Гергиев также поделился секретом с РИА Новости: скоро в постановке Мариинского театра будет участвовать ИИ. "Мы следим за последними тенденциями, за тем, что вокруг происходит, в театральном мире в том числе, — говорит маэстро. — Приезжайте к нам в июне! Увидите, как мы задействовали искусственный интеллект, нам есть чем удивить".
В большом зале Мариинки-2 ни одного свободного места, приехали звездные гости из Москвы, среди зрителей много иностранцев. Открытие фестиваля стало одновременно и ярмаркой тщеславия, и важной исповедью.
Удержаться на грани, когда священное сталкивается с грехом, почти невозможно. Особенно если партитура грандиозной итальянской трагедии звучит как приговор эпохе, забывшей о настоящей любви и страсти.
"Норма" Винченцо Беллини — опера, которую сам композитор когда-то называл "дочерью отчаяния", вернулась на сцену. С вопросом: можно ли оставаться божеством, когда жизнь во грехе, а в сердце — бездна?
Санкт-Петербург, где сумерки растворяют время, идеален для подобной истории. Сценография Сергея Новикова — словно продолжение души Нормы: каменные плиты, сдавливающие пространство грузом вины. Но — и свет, обнажающий эмоции.
А потом в центре — огромный яркий круг, зависший над сценой, словно гильотина. Словно лабиринт, где Норма теряет саму себя в смертельном конфликте желания и долга.
О чем опера Беллини "Норма": краткое содержание
Действие разворачивается в 50 году до н.э. и повествует о трагической любви верховной жрицы друидов Нормы. Она влюбляется в римского проконсула Поллиона и рожает от него детей, нарушив тем самым свой обет. Со временем страсть любовника угасает, Поллион обращает внимание на юную Адальжизу, которая отвечает ему взаимностью.
Узнав об этом, Норма решает отомстить. Она пытается убить их общих детей, но передумывает благодаря вмешательству Адальжизы. Та обещает уговорить Поллиона остаться с Нормой. Однако Поллион отказывается.
Верховная жрица решает поднять восстание против римлян. В кульминации оперы Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор за осквернение священного места. Норма, пытаясь спасти возлюбленного, предлагает ему сделать выбор в ее пользу. Поллион вновь отвергает ее. Тогда Норма, признавшись всем в своем грехе, приговаривает себя к сожжению на костре. Поллион, восхищенный ее силой духа, следует за ней. Они умирают вместе.
Сцена из спектакля "Норма" в Мариинском театре, май 2025 Фото: Наташа Разина/ пресс-служба Мариинского театра
Ее имя — Норма
Безусловно, звезда Альбина Шагимуратова (Норма — что в переводе означает "мера", "эталон") вновь поразила Мариинку и ее пафосных премьерных зрителей. Звучала эталонно, шикарно — казалось, живет на сцене свою лучшую жизнь оперной дивы мирового масштаба. Ее голос то обволакивал шелком, то пронзал сталью и обнажал трагедию матери, заносящей нож над колыбелью.
Сцена из спектакля "Норма" в Мариинском театре, май 2025 Фото: Наташа Разина/ пресс-служба Мариинского театра
Адальжиза (Екатерина Лукаш) — отражение юности Нормы. Их дуэт "Mira, o Norma" — диалог двух прекрасных женщин. У одной — пламя, уже опалившее крылья. У другой — искра, еще не знающая, что ждет впереди.
Постановщик Сергей Новиков, великолепно соединивший режиссуру и сценографию, создал удивительный мир друидов — носителей ледяной логики. Их одеяния, высеченные из грубых тканей, контрастируют с платьями жриц и словно напоминают о хрупкости святости.
Кстати, художник по декорациям и костюмам — известный в международном театральном мире Сергей Новиков (тезка режиссера-постановщика).
Музыка как землетрясение
Маэстро Гергиев ведет оркестр к яростному катарсису. Его Беллини лишен слащавости бельканто — в каждой ноте слышен рев вулкана. А партии хора напоминают гул подземных толчков, предвещающих извержение.
Премьера оперы "Норма" в Мариинском театре Фото: Михаил Вильчук/ пресс-служба Мариинского театра
Любопытно, что сама опера долго считалась неудачной. Современники критиковали сложность партии Нормы. Сегодня эта музыка звучит вызовом — и традициям, и эпохе новых алгоритмов. Видеопроекции переносят зрителей в священные рощи и в подсознание героини, где мелькают тени детей и лики забытых богов.
Фестиваль как противоядие
"Звезды белых ночей" и "Норма" — попытка диалога с вечностью в мире, где эмоции стали товаром.
Премьера спектакля "Норма" в Мариинском театре Фото: Наташа Разина/ пресс-служба Мариинского театра
Гергиев и Новиков разбивают зеркало, в котором отражаемся мы все: те, кто выбирает между долгом и чувством, маской и правдой. Грандиозная финальная сцена: Норма, признавшаяся в грехе, исчезает в ослепительном свете. Это освобождение.
А публика, аплодирующая стоя, провожает частицу себя, еще способную гореть.
Фото: Михаил Вильчук/ пресс-служба Мариинского театра