Блоги

КОНЦЕРТ В ДЕНЬ РОССИИ


День России – Сириус – концерт
С утра ничто не предвещало полнейшего зрительского счастья… На митинги и парады я принципиально не хожу. Как сказал известный российский телеведущий и журналист, Лев Юрьевич Новоженов: «Я не люблю кодлу. Хоть демократическую, хоть какую». Утренний пляж, прозрачная галька и радостный визг купающихся детей – лучшее, что можно ожидать от Праздника.
В обед позвонила коллега, Алла Козлова, с предложением поехать в Сириус на Фестиваль оркестра Владимира Федосеева «Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского и юные таланты». 
Такой сюрприз! Тем более что я не было в Сириусе, и давно хотела посмотреть, как там все устроено. А тут еще приятная компания сочинских журналистов и фотографов… Поехали, ура!



Первое впечатление от пространства – большое бомбоубежище, т.е. новое направление в Архитектуре – «промзона», другими словами – тотальная унификация пространства. Я, если честно, такое не люблю, воспитана в интерьерах Зимнего и Летнего театров Сочи, где между зрителем и оркестром дистанция и возвышение. Здесь же подмостки высотой сантиметров 50 и на уровне вытянутой руки. Полная иллюзия личного участия в оркестре, никаких преград. Ты – участник действа и точка.

И вот началось самое интересное, дыхание оркестра постепенно вовлекает и завораживает, полное ощущение того, что это ты сам водишь смычком и прикасаешься губами к мундштукам духовых инструментов. Это твоими чувствами «рулит» дирижер, он – капитан твоих эмоций. За дирижерским пультом, к слову, в тот вечер работал приглашенный самим Владимиром Федосеевым, руководитель нашего сочинского симфонического оркестра, маэстро Антон Лубченко. Ему досталось объединить в одной программе 5 талантливых детей.



И поэтому первый вопрос к нему был после концерта в двух отделениях – «Вы педагог, дирижер, композитор, кто, в итоге?». От «педагога» Антон Владимирович открестился сразу же. Тем не менее, контакт с детьми был найден на первой (она же была и единственной) репетиции.



Чтобы не передавать «вкус съеденного яблока» (выражение о репортажах с концертов), хочу порассуждать о том, что отличает талантливого человека от гениального.
Начнем с того, что я не согласилась со своей коллегой, Аллой, насчет артистичности исполнителя. Он/она могут выглядеть очень красиво (или не очень), могут двигаться в такт, закатывать глаза или передавать лицом эмоцию произведения. Все это не имеет отношения к т.н. «музыкальности».
Музыкальность – это погружение в материал произведения, полная отстраненность от зрителей и объема концертного зала. Технически человек оснащен так, что о нотах уже не думает. Он играет «вживую» на себе самом (неважно какой инструмент у него в руках).
И только в результате этого погружения, ухода от действительности, зритель может синхронно почувствовать музыку, которую перед ним исполняют. На данном концерте было именно это (употребила слово «данном», чтобы уйти от тавтологии со словом «это», хотя такой канцеляризм не приветствую).

Андрей Шашкин, фортепиано (14 лет), исполнил концерт Бетховена №1 (2-3 части). Здесь хочется сказать самые лучшие слова оркестру. Совершенно очевидно, что мальчик, буквально разваливался от страха (впервые играет с оркестром), да еще и выступает первым. Бетховена, в принципе, играть трудно. У маститых пианистов порой не звучал Бетховен. И дело не в том, что «автор был глухим». В Бетховене самом постоянная борьба и раздвоение, он стоит на фундаменте «венских классиков», а в воздухе уже разливается «романтизм» (одна только «Лунная соната» чего стоит…). Ребенок «закопался в тексте» и наш умный оркестр кропотливо, как добрая няня, вел его от эпизода к эпизоду. И в итоге, они дошли, за что и получили свои аплодисменты!

Федор Райков, фортепиано (13 лет), исполнил концерт Шостаковича №2 (1 часть). Он произвел впечатление. Маленький человек (тоже впервые репетировал с оркестром, как оказалось), с первой ноты взял инициативу в свои руки и «потащил за собой» оркестр. Звука было ровно столько, сколько мог заложить в это произведение автор - советское время, страна на подъеме и свежий ветер надежды буквально сквозит в каждом звуке! Талантливому человеку только дай себя показать, вот он покажет (это к вопросу о музыкальности).



Данила Бессонов, скрипка (14 лет), исполнил интродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром Сен-Санса. Это произведение всегда тест на зрелость. В нем все – и кантилена; и бешеный темп; и рубато (варьирование темпа при исполнении произведения академической музыки); и аккорды; и скачки по регистрам. Словом, думать некогда, надо вживаться. И он «вжился» и потряс! Зал захлебнулся от «браво!» в конце. Я счастлива, что слышала это исполнение.



Данила Владыко, виолончель (17 лет) и Владлена Халитова, скрипка (15 лет) – ребята постарше. У них уже все получается и звучит по-взрослому. Порадовали нас «Лебедем» из сюиты «Карнавал животных», Сен-Санса, для виолончели с оркестром (оркестровка А. Лубченко) и Концертом для скрипки с оркестром (I часть), Арама Хачатуряна.




Закончить репортаж хочется ответом на вопрос о талантах и гениях.
Все просто – концерт прошел, а мы не только не устали, но хотели слушать еще и еще.
Это ли не талантливо, это ли не гениально?!

Автор: Наталья Моспанова для "Звезды Сочи"
Об авторе
Наталья Моспанова - Опыт работы в музыкальной школе (фортепиано) - 25 лет, имеется правительственная награда, медаль Мэрии г. Москвы за просветительскую деятельность.Опыт работы в сфере PR, СМИ – 17 лет, преподавательская работа (вечерние курсы-тренинги «Сити класс» Москва); участие в составе Российской делегации на ежегодном фестивале рекламы в Каннах.

Фото: Виталий Пустовалов / СКФО
Видео: "Звезда Сочи"
2019-06-12 12:08 ЯРЧАЙШИЙ СИРИУС