...Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье...
В конце 2017 года российский дирижер и композитор Антон Лубченко стал художественным руководителем Сочинского муниципального симфоническогооркестра.
Художественный руководитель сразу сформулировал, что его цель поднять коллектив «до уровня, сопоставимого с другими оркестрами ведущих регионов России». И вот уже 24 мая 2018, в дни празднования восьмидесятилетия Зимнего театра, широко отмечаемого в Сочи и за его пределами, состоялся первый концерт Сочинского симфонического оркестра, художественный руководитель и дирижер Антон Лубченко. На суд зрителей была представлена совместная работа «Диалог эпох: Чайковский - Прокофьев».
Конечно, сочинцы избалованная публика, помимо фестивалей с мировыми именами Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Игоря Бутмана и другими, в городе-курорте знают и любят свой «Сочинский муниципальный симфонический оркестр» (гл. дирижер Олег Солдатов), созданный еще в 1991 году. Немногие муниципалитеты российских городов могут "похвастаться" своим оркестром, как отметила на открытии концерта в Зимнем театре зам главы города Сочи Ирина Романец, поздравив всех слушателей с новым художественным руководителем и вручив при этом Антону Лубченко прекрасный букет роз. На что сам дирижер заметил, что он еще не заслужил подарков.
Хотя все ожидания оправдались полностью! Первое, что увидел зритель - это опускание противопожарного занавеса для улучшения акустики зрительного зала, на что неоднократно жаловались и критики, и гости театра. И вот решение найдено, и при этом эффектно подано.
Тем более, что тема Гамлета, принца датского, с его раздумьями о мщении человека над человеком, непреклонностью сделанного выбора, смерти, сопровождающей жизненный путь всех участников средневековой трагедии, выражены мощно не только драматургически, но и инструментально обоими композиторами разных исторических эпох.
Итак, «Диалог эпох: Чайковский - Прокофьев»: два русских гения сошлись в одной программе, и выбор, действительно, сложный: 1 отделение: Пётр Чайковский «Гамлет», музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 67-а и Сергей Прокофьев «Гамлет», музыка к трагедии У. Шекспира, соч.77. Камерный хор - Хормейстер Ольга Луковская; Екатерина Богачёва (сопрано); Владимир Грищенко (баритон); чтец Дмитрий Фоменко.
Петр Ильич Чайковский это исповедь русской души, глубокой и лиричной. И образ Гамлета как его трактовали в XIX веке был близок Чайковскому с его душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, нерешительностью выбора, и, как итог - фантазия для большого симфонического оркестра. Увертюра с ее рокотом ударных инструментов оркестра передавала власть призрака над живыми, чему далее вторили виолончели и альты, гобой же, наоборот, усиливал отчаянную нежность Офелии. Все было в слаженных звуках оркестра, и трагизм любви, и ее печаль, и что завершилось мерным траурным шествием погибшей юности от неотвратимого рока. Прокофьев и Шекспир, какими их представил Антон Лубченко с симфоническим оркестром, это полное слияние драматургии, музыки и эпохи композитора XX века. Шаги призрака, как фатально звучали они в ночной тишине для всех, живших в России, какую угрозу представляли. Все это передавала музыка, заставляя физически, до мурашек, прочувствовать страх. И месть, и мужество, и достоинство смерти. И подано все было изящно и артистично.
"О брате нашем, Гамлете родном..."
И всегда, на любом концерте, интересен дирижер, как он выстраивает свой, только свой диалог с оркестром, запускаемый далее публике. Поразила в этот раз и искренность, и доброта Антона. Такое было ощущение, что словно отец беседует со своими детьми, и тема очень трагичная, болью прошедшая по всем нам, по всему роду человеческому, без национальностей, и была во всем этом воздействии подкупающая близость и простота.
Прекрасна была Екатерина Богачева, с ее удивительным сопрано, так нежно и так трагично прозвучали ее песенки Офелии в этот вечер в храме Зимнего театра!
Великолепно исполнил арии Владимир Грищенко, его ария могильщика получилась с изюминкой, — с такой артистичной самоиронией!
Второе отделение: «Евгений Онегин», музыка к спектаклю по роману А.С. Пушкина, соч. 71 Сергей Прокофьев. Мы все, конечно, более привычны к шедевру Петра Ильича Чайковского, но Сергей Сергеевич Прокофьев тоже поразить умеет. Благодарим дирижера за доставленное удовольствие, когда вроде бы простые партитуры звучат по-русски незатейливо, и в то же время глубоко. Особенно понравился и поразил сон Татьяны, который неожиданно перекликается и с фантомами из «Гамлета» и русским медведем, с кошмарными чудищами спящего разума, перешедшими из девятнадцатого века в уже настоящее время.
Стихи А. С. Пушкина исполнял Дмитрий Фоменко. И тоже достигнуто взаимопонимание с дирижером, оркестром, музыкой, поэзией и зрителями!
И могу точно сказать, уже общаясь с коллегами после концерта, была, была эта экзальтация лучших чувств от энергии и талантов композиторов, музыкантов, дирижера. Энергия радости, нашего земного и космического бытия. Браво Маэстро! И всегда Аншлага! Как 24 мая в Зимнем театре.
Интервью, данное "Звезде Сочи" дирижером Антоном Лубченко, сразу же после первого отделения концерта в темноте закулисья Зимнего театра (без правок)