Что определяет культурную тематику 2020 года?
Ну, во-первых, 75 лет Победы. Дата настолько важная, что всего, что будет создано/исполнено, окажется недостаточным. На тему Великой Отечественной Войны (и блокады Ленинграда) постоянно будет что-то всплывать. Конечно, ни один творческий музыкальный коллектив не может оказаться в стороне от этой великой даты.
И 180 лет со дня рождения великого композитора Петра Ильича Чайковского. Как можно пройти мимо его прекрасного наследия?!
Заявить в одном концерте о столь разных и непохожих произведениях было очень смелым решением художественного руководителя и дирижера Сочинского оркестра, Антона Лубченко. Но все получилось как нельзя лучше: в первом отделении прозвучали две премьеры Concerto grosso «AUSCHWITZ» для альта, кларнета и фортепиано с оркестром (авторство Антона Лубченко) и симфония «Хроника Блокады», Бориса Тищенко. Чайковский же был во втором отделении – это балет «Щелкунчик» (1 акт) в концертном исполнении.
Несколько слов о силах стихии, пытавшихся помешать концерту состояться. Накануне концерта Антон Лубченко самым банальным образом застрял в московском аэропорту из-за неисправности самолета. О его мытарствах и бессонной ночи зрители узнавали из социальных сетей. Ждали, переживали, но надеялись – слишком большая была проделана работа с оркестром и привлечены иногородние солисты. Позволю себе предположить, что специально для важной премьеры в оркестр была приобретена новая арфа. Пианист нашей филармонии (и всеобщий любимец) Сурен Вартанян специально разучил партию фортепиано для Concerto grosso…
И вдруг такая западня с перелетом. Второй причиной, которая могла помешать собрать зрительский зал, была сочинская зима с ее непрекращающимся дождем, накрывшим город в день премьеры. По улицам текли потоки воды, часть автобусов не вышла на маршруты, и это была, прямо скажем, «проверка на вшивость» зрителей Зимнего театра. Притащившись в театр в высоких резиновых сапогах, я была приятно удивлена, увидев здесь всех знакомых (и незнакомых) завсегдатаев сочинцев-театралов.
Дирижер долетел. Концерт начался. Зрителей было много.
Слушая первое произведение Concerto grosso «AUSCHWITZ», которое буквально вдавило в кресло с первых тактов и не отпускало до самого конца, я неожиданно для себя заметила, что зрители в слезах – так проникновенно звучал альт (солист Владимир Ткаченко, Пермь).
Струнная группа многократно имитировала основную тему, развивая ее и доводя процесс до кульминации (причем кульминация – это не всегда форте, иногда пиано и даже паузы могут доводить до высшей точки кипения).
В противовес альту зазвучал кларнет (солист Сергей Христофис, Санкт-Петербург). Он проводил свою партию независимо и как будто отвлеченно, с определенным собственным накалом. По форме это была скорее фуга с ее «цепным дыханием развития» и, наконец, вступает фортепиано (солист Сурен Вартанян, Сочинская филармония). Теплые звуки рояля стали основой, стержнем всего действа. Как передать словами звуки? Это всегда проблема.
Остановлюсь на эмоциях. Зал замер. Люди реально плакали. Кто-то в антракте сказал:
«Это был реквием. Больно и страшно».
Если вам приходилось видеть Освенцим (теперь это музей), то вы знаете, что там ничего не проросло за эти годы – ни кустика, ни деревца. Это место – комплекс концентрационных лагерей под общим названием Аушвиц-Биркенау. Около 1,4 млн человек были умерщвлены в Освенциме в 1941-1945 годах, из которых около 1,1 млн составляли евреи. Именно дате освобождения узников 27 января 1945 года советскими войсками была посвящена встреча глав государств всего цивилизованного мира в Израиле в этом году. Жаль, что там не прозвучало это произведение. Но думаю еще прозвучит, и не раз. Мир должен содрогнуться, чтобы никогда-никогда больше это не повторилось
Блокада Ленинграда – это еще одна трагическая страница той войны. В произведении «Хроника Блокады», Бориса Тищенко (соч. 1984 года) тоже невероятная энергетика. Композитор вложил всю мощь своего мастерства (а он, на минуточку, ученик самого Дмитрия Шостаковича) и талантливо передал атмосферу опустевшего замерзающего города. Мощным контрастом (на форте) были переданы почти механические движения не останавливающейся борьбы.
Нагнетающие отчаяние и ужас, невероятные аккорды в оркестре достигали 100-процентного попадания в сознание зрителей...
И зал задрожал от исступленной воли и борьбы, и было немного стыдно за наш теперешний конформизм. Как же мы обязаны этим людям сохранившим нашу страну! Господи, помилуй!
И на протяжении всей симфонии рефреном звучал тихий нежный и наивный вальс. Как он прекрасен этот нежный танец в обстоятельствах войны, в нем и память о петербургских балах, и советских танцплощадках… и он, как память, как сладкий сон, лучше всего, что было вокруг, мог поддержать угасающую/угасающие жизни.
Симфония была исполнена с участием жены, ушедшего от нас в 2010 году композитора, арфистки, заслуженной артистки Российской Федерации, профессора С. Петербургской консерватории Ирины Донской-Тищенко.
В симфонии были использованы ранее никогда не использующиеся фонограммы авиа-налетов, скрежета металла, звуки опустевшего города, капли воды, отдаленно напоминающие звон колокола. Кроме того, в симфонию был включен детский хор (Художественный руководитель сводного хора детей города Сочи – Марина Богданова). Своим мягким, почти ангельским, пением этот эпизод произвел эффект катарсиса, разверзшегося неба над человеческим горем и небывалой печалью.
В комментариях после концерта один из зрителей написал про первое отделение: «ХХ век здесь познает себя».
Как это верно!
Второе отделение тоже оказалось необычным. Мы привыкли, придя на балет, смотреть действие спектакля на сцене, оркестр же воспринимать, как фон. И вдруг «Щелкунчик» П. И. Чайковского преподнесен зрителям как отдельно взятое симфоническое произведение. Оркестр не в оркестровой яме, а прямо на сцене.
Сколько же в этой музыке неслыханных нами раньше нюансов, какая божественная оркестровка! И оркестр зазвучал так зрело, так синтетически. Как же нашему дирижеру удалось улучшить его качество!
Несколько раз ловила себя на мысли, что наш муниципальный оркестр на сегодняшний день не уступает знаменитым столичным коллективам.
В Зимнем ли я театре Сочи, или в Большом, или в Мариинке, или в БЗК?!
Поистине, слушая Чайковского, соглашаешься со словами Надежды Филаретовны фон Мекк «Господи! как велик тот человек, который доставляет другому такие минуты, и как бы я хотела забраться к Вам в душу в то время, когда Вы сами слушаете, например, Вашу «Франческу» или другое что…»
Наталия Моспанова для «Звезды Сочи»
Фото: Виталий Пустовалов СКФО