Блоги

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК ОТ АНТОНА ЛУБЧЕНКО

ИОЛАНТА В СОЧИ

В 1893 году в России разразилась эпидемия холеры. Меры предосторожности были приняты чрезвычайные. В результате чего в двух столицах все прошло «благополучно» – умер всего один человек. И этим одним был Петр Ильич Чайковский… За год до этого он пишет музыку и либретто оперы «Иоланта», которая стала настоящим хитом своего времени.

«Иоланта» – лирическая одноактная опера Чайковского, написанная по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене». Премьера состоялась 6 декабря (18-го по новому стилю) в Мариинском театре. Это одна из самых репертуарных опер в русской музыке, очень любима и певцами, и зрителями. Написана она почти для камерного состава (пять солистов, для каждого из которых есть хотя бы один эффектный выходной номер, а также несколько ансамблей, столько же вторых ролей и небольшой хор). Либретто соблюдает все каноны драматургии классицизма – единство места, времени и действия, мелодии просты и легко запоминаются, но при этом поразительно красивы.

У оперы простой сказочный сюжет, но если представить время ее написания (зрелый возраст композитора, общая усталость от жизни и накопленные к этому времени разочарования), то становится совершенно ясно, что она не так однозначна. Не мог сюжет слепой (и прозревшей девушки) стать предметом вдохновения автора. А то, что опера написана под действием великого вдохновения, это совершенно очевидно. В ней нет изъянов, она совершенна. История доносит нам (и этому свидетели письма Чайковского к брату), что начал писать он с конца, с заключительного хора:

Прими хвалу рабов смиренных! Во прахе мы перед Тобой! Слава Тебе, Творец всесильный! Осанна в вышних! Осанна в вышних!

Ты света истины сиянье, Слава, слава Тебе, Господь всемогущий! Ты света истины сиянье, Слава, слава, Господь Вседержитель, Творец всемогущий!

Хвала Тебе! Хвала Тебе!

Чайковский как будто предвидел свой скорый конец. И мысль о Свете Божьем сквозит почти в каждом эпизоде оперы. Он приводит всех своих героев к пониманию, что без Божьего Провидения ничего не происходит ни здесь, ни там. Единственной не божественной арией-шлягером является знаменитая ария герцога Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей…». Все остальные герои постоянно обращаются к небесным силам, кто с раскаянием, кто с мольбой. В этом опера уникальна. В ней отражены основные нравственные законы жизни (практически законы кармы). И то, что доктором к христианке, приглашен мусульманин совсем не странно. Чудо свершается не здесь (на Земле), а там (на Небесах). И перед единым Богом мы все равны.

Прекрасна музыка Петра Ильича даже когда начало оперы кажется «усыпляюще нудным»: вкрадчивые аккорды вводят зрителей в небывалое напряжение. Далее мы слышим тягучие как бы завывающие напевы, лишь изредка прерываемые музыкальными фразами, хорошо знакомыми нам по второй картине «Пиковой дамы». И выходная ария Иоланты проникновенна своим пока еще предчувствием надвигающихся перемен. И горестная ария короля Рене, который связывает несчастье дочери со своим грешным прошлым, и любовная ария Водемона, смирившегося с тем, что он не оставит Иоланту, что бы ему ни пришлось пережить… И не смотря на драму – счастливая развязка. Удержать внимание зрителей в таком контексте непросто, требуется огромное мастерство певцов и мощный стержень оркестра.

Идея поставить «Иоланту» в Сочи, в концертном исполнении принадлежит художественному руководителю и дирижеру сочинского симфонического оркестра, Антону Лубченко. Проект этот для зимнего Сочи очень рискованный и смелый, хотя бы потому, что собрать полный зал любителей классической музыки – задача сложнейшая. Помимо колоссальной музыкантской работы была проведена еще и грандиозная организационная кампания в городе. Были задействованы все возможности рекламы от креатива (ролик по ТВ с красными лентами на глазах дирижера и музыкантов) до вирусной рекламы (из уст в уста нагнеталась интрига). И зрители не были разочарованы. Был аншлаг, и были долгие (и продолжительные) аплодисменты!

А как замечательно звучали голоса! Столичные оперные певцы буквально заворожили зал: Елена Безгодкова (Иоланта), Владимир Феляуэр (король Рене), Алексей Костюк (Водемон), Владимир Мороз (Роберт). Им под стать были и наши сочинские вокалисты, и, конечно, оркестр – выше всяких похвал!

Возвращаясь к символизму оперы, мне только хочется сказать в заключение, что тема страданий, испытываемых человеком в процессе прозрения, подана в «Иоланте» с силой достойной сравнения с Толстым и Достоевским. Это лишний раз ставит Чайковского на недосягаемый пьедестал. Именно поэтому в заключительном хоре на зрительный зал снисходит подлинный катарсис – очищение и прощение. 
А чем еще объяснить небывалый подъем и радость, с которой еще долго по улицам города люди распевали арии из «Иоланты»!

ИОЛАНТА

…О блеск невыносимый!.. Нет, нет!..
Я никогда здесь не была! мне страшно!..
Врач, где ты? Страшно! Меня теснят кругом… вот что-то падает…
Как будто все обрушится готово…
Я погибаю!.. Врач! Спаси меня!

ЭБН-ХАКИА

Смотри наверх, тебя не испугает небо!

ИОЛАНТА (поднимая глаза к небу).

О, как чудно! Как светло! Что это? Бог? Дух Божий?

ЭБН-ХАКИА

Свет и небо.

ИОЛАНТА

Небо, небо, небо! На небе Бог?.. Я пред тобою, Боже!

(Опускается на колени.)

youtube.com
Иоланта, Концертное исполнение, Сочинский симфонический оркестр.
Художественный руководитель и дирижер Антон ЛУБЧЕНКО / видео "Звезда Сочи"

НАТАЛИЯ МОСПАНОВА для ШАР СОВЕРШЕНСТВА
Фото; видео "Звезда Сочи"



ШАР СОВЕРШЕНСТВА