Зимний театр нечасто позволяет так долго главенствовать одному театру на своей гастрольно-калейдоскопической площадке, потому как удержать внимание зрителей в курортном городе вещь непростая, уральцам же это удалось.
Да и сам жанр музыкального театра любим и востребован многими зрителями и почитаем в Сочи, и Свердловская музкомедия имеет в своем багаже богатый репертуар, и мастерство артистов выше всяких похвал, и постановки многократного лауреата Золотых масок, действительно, роскошные.
Одним из самых звонких, ожидаемых и спорных стал спектакль «Екатерина Великая» с его неисчерпаемой исторической темой, которая перенесена на театральные подмостки.
Вернемся в ее эпоху и вновь послушаем Артема Тихомирова.
Екатерина Великая: «Кто вы такие, чтобы судить меня?».
Дивная феерия развернулась на сцене Зимнего театра Сочи в бабье лето, во время показа самого дорогого и масштабного спектакля Свердловского театра музыкальной комедии "Екатерина Великая", Сочинский театр на время превратился в Зимний Дворец Санкт Петербурга, столицу Российской империи "золотого века - эпоху просвещенного абсолютизма" правления российской императрицы Екатерины II.
Великолепный коктейль из музыки, танцев, декораций, костюмов, где ярко и талантливо смешаны и поданы и массовые сцены, и сольные выступления удивительных голосов народных и заслуженных артистов уральского именитого театра, погрузивших зрителей в атмосферу XVIII века, когда на троне великой империи правит необыкновенная царица и женщина - Екатерина Великая!
В спектакле представлены почти все самые яркие события ее жизни. И зрители проживали и переживали их вместе с императрицей, в чем безусловная заслуга и постановщиков, и артистов спектакля. Из истории еще школьной программы всем хорошо известны факты биографии жизни Екатерины II: и случайный жребий, который пал на никому неизвестную принцессу Софию Фредерику Августу Анхальт-Цербстскую из маленького прусского городка Штеттин, и ее несчастливый брак с бестолковым царевичем Петром, и долгожданное материнство, которое не смогло принести ей радость, далее убийство мужа, восхождение на трон, а вместе с этим грандиозные завоевания и свершения ее правления со всеми их радостями и печалями.
Все это давно и много раз описано историками.
Остается вопрос, что нового хотела выразить и показать режиссер Нина Чусова своим спектаклем? Каким персонажем хотела представить Екатерину?
Это оставалось для меня загадкой до конца спектакля. Сама же русская императрица, находясь на смертном одре, говорит со сцены - "Кто вы такие, чтобы судить меня?"
И, действительно, непонятно осуждает ее авторы и режиссер или наоборот восхищаются Екатериной.
Как будто строгий директор школы приказал гениальному учителю музыки провести школьный урок об императрице земли русской. Занятие для старшеклассников, где говорится о любовной геометрической фигуре - треугольнике - царица, граф Орлов и светлейший князь Потемкин, а далее и о других увлечениях любвеобильной правительницы. Всего, кстати, специалисты-историки насчитали 13 любовников Екатерины за всю её жизнь. Много это или мало для "шальной Императрицы"?
Странно, что, например, такие интересные исторические факты, похожие на водевиль, не вошли в повествование. Например, принцесса с матерью в 1744 году следовала в Россию на встречу к жениху через Ригу, где возле дома, в котором они останавливались, нес почетный караул поручик барон фон Мюнхгаузен (да, да тот самый!).
Или когда Петр III стал открыто жить с любовницей, а Екатерина, в свою очередь, забеременела от Орлова, что уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как они совершенно не общались. Свое интересное положение Великая Княгиня скрывала, и когда пришло время рожать, ее преданный слуга Василий Шкурин поджег свой дом! Любитель зрелищ Император Петр с двором поехали поглазеть на пожар, а в это время Екатерина благополучно родила, так появился на свет граф Алексей Бобринский.
Или переписка уже Российской Самодержавной Царицы с гением и просветителем своего времени Вольтером также осталось незамеченной.
Удивляет и печалит тот факт, что присоединение земель, в том числе и Крыма, и Кавказа показан сначала как задорный реп, потом траурная ария, затем фарс с "Потемкинскими деревнями" и танцами с белыми и синими флагами(?)... Что это, Тайный Привет от оппозиционера, мэра Екатеринбурга Ройзмана? Нет! Премьера спектакля состоялось 2008 году, и мэр был другой, и Крым еще не наш.
Возможно, это все из-за слишком большого исторического пласта, который представлен в постановке и множества событий той эпохи. Поэтому не хватило времени на раскрытие главной идеи. Да и была ли она, "Главная идея", та самая нить связующая этого большого исторического разношерстного полотна?
Вне сомнения, восхищенный спектаклем зритель, ушел все же в недоумении. Может такова и задумка авторов пьесы Михаила Родина и Александра Анно?...
Не совсем понятно из спектакля, что же сделала Великого - Екатерина Алексеевна? Почему она в 1767 году от Комиссия по Уложению получила титул "Великой, Премудрой Матери Отечества".
Екатерина приняла лишь титул "Матери Отечества", где сказала - “Ответствую: на "Великая" - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, "Премудрая" - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и "Матерь Отечества" - любить Богом врученных мне подданных, я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”.
Тем не менее, именно с этого момента современники уже будут называть ее “Великой”.
Итак, коротко в фактах и цифрах
Из 50 губерний - 11 были приобретены в годы ее царствования. Сумма государственных доходов выросла с 16 до 68 миллионов рублей. Были построены 144 новых города. Вдвое увеличилась армия, флот вырос в три с половиной раза.
Военными было одержано 78 блестящих побед.
Завоеван выход к Черному и Азовскому морям, присоединены Крым, Украина, Белоруссия, Восточная Польша. Началось присоединение Кавказа.
За все время правления Екатерины II официально публичной казни подвергли только двоих. Некий Поручик Василий Мирович «за умысел против особ императорского дома». И другой казненный - Емельян Пугачев.
При ее царствовании, с 1762 по 1796 год, население России возросло с 30 до 44 миллионов.
Внешняя политика Императрицы была агрессивной, престиж России на мировой арене заметно вырос.
Империя стала самым большим государством Европы.
Люди, близко знавшие Екатерину, судя по историческим документам, отмечают ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, а также ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении.
Вернемся в наши дни.
Мюзикл "Екатерина Великая" Свердловский Государственный академический театр музыкальной комедии - это особый, яркий, исторический проект, "музыкальные хроники времен великой Империи".
Он необычен по своей структуре - эклектичен, где происходит смешение различных музыкальных жанров, то есть, все арии исполняются не в классической привычной манере, а в разных, есть место всему: романсу, джазу, эстраде, народной песне, церковному хору, репу и т. д. Впечатление прекрасное, но несколько сумбурно.
Теперь детали грандиозного шоу
Костюмы.
Это первое, что хочется отметить. Костюмы, безусловно, дорогие, цветные, видно всем зрителям, что сшиты из качественной ткани.
Сюжет.
В хронологическом порядке рассказывается о событиях жизни Екатерины II.
Молодую Катю сопровождало ее видение из будущего - то есть, она сама, только в зрелом возрасте.
И наоборот, - зрелую императрицу сопровождал ее юный двойник из прошлого.
Музыка.
Музыку к этому блестящему спектаклю написал композитор Сергей Дрезнин.
Дорогого стоят и трогательная песенка юной принцессы Фике "Как прекрасен этот мир, как прекрасен, как хорош весь белый свет!...", кричащая отчаянием ария Екатерины, не желающей мириться с подлостью; и "Зимний Дворец" ("Только страх и уныние день ото дня, и любая крестьянка счастливее меня..."); и лирический романс братьев Орловых ("Мать моя, Святая Русь..."); и ария "Железный Век". Пронизывает насквозь душераздирающая ария Крестьянки ("Я тебе пою баюшки-баю...") - это просто хит на все времена!
И, конечно, песенка казнокрадов, всегда актуальная в нашей стране.
Актерская игра.
В первом акте зажгла энергичная Мария Виненкова - лауреат премии "Золотая Маска" (молодая Екатерина). Голос нежный, напор на эмоциональность сильнейший, превосходная игра.
Народная артистка Нина Шамбер (взрослая Екатерина) - с голосом чистым, глубоким и романтичным.
Прекрасна игра заслуженного артиста Владимира Федорова (Петр III), народной актрисы Надежды Басаргиной (Елизавета I) и заслуженной актрисы Светланы Кочановой (Крестьянка).
И другие актеры выступили просто великолепно!
И в заключение: шоу, безусловно удалось, благодарный зритель рукоплескал стоя артистом за их прекрасную игру!
Но мы не узнали ничего нового, возможно, сказачного, возможно интимного, ощущение, что все мы это уже знаем, просто нам об этом спели и станцевали.
В целом - спектакль заслуживает внимание и завораживает публику. Он - лауреат двух "Золотых Масок" - Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле» (Мария Виненкова в роли Принцессы Фике) и Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре (Павел Каплевич).
P.S.
До своей кончины Императрица составила эпитафию для своего надгробия:«Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».
Артем Тихомиров/ "Звезда Сочи"
(частично использован материал для статьи с сайтов Отзовик.ру, Википедия)