Город-курорт богат творческим художественным наследием. Так любители живописи могут отправиться в Сочинский Художественный музей, где само здание уже является памятником архитектуры тридцатых годов прошлого столетия. Совсем недавно, в июне, в художественном музее открылась выставка «Волшебство акварели. Мастер и ученик» из фондов Академии акварели и изящных искусств и образовательного центра «Сириус». Выставка объединила произведения народного художника России Сергея Андрияки, учебные работы студентов Академии и работы участников творческих смен по направлению «Живопись» Образовательного центра «Сириус». Экспозиция демонстрирует полотна самого мэтра акварели и достижения студентов и учащихся, знакомит с техникой классической акварельной живописи – всего около 250 художественных произведений искусства.
Сергей Николаевич Андрияка — художник-акварелист и педагог, Народный художник Российской Федерации (2005), действительный член Российской академии художеств (2007). Основатель и руководитель Школы акварели собственного имени. C 2 декабря 2002 года ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Художник начинал с работы масляными красками, гуашью и темперой. Занимался также мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. Затем сконцентрировался на акварельной живописи. Основываясь на традициях мастеров классической многослойной акварели, Сергей Андрияка использует в работе послойные лессировочные прописки по сухой или просохшей поверхности бумажного листа.
На вернисаже в Сочинском художественном музее Сергей Андрияка самолично ознакомил гостей музея с яркими работами, поражающими воображение исполнительской техникой. Сергей Андрияка не только рассказал о своем творчестве и работах учеников, но и щедро делился познаниями в живописи и секретах мастерства, народный художник, педагог и одновременно экскурсовод, это было и необычно, и познавательно и захватывающе интересно!
Сергей Андрияка также дал и небольшое интервью для нашего СМИ «Звезда Сочи», где город-курорт предстал и неожиданным и героическим.
Сергей Николаевич, поражает Ваша техника и сами огромные акварельные полотна, такие эпические. Поведайте о своем творчестве, легко ли быть художником-акварелистом?
—Вы знаете, у меня долго не получалось с акварелью, вплоть до девяносто пятого года, я пытался сделать большую акварель, но не получалось, не получалось и все тут. Не потому что я не хотел, нет, не выходило никак. Вот, что здесь трудного, сам материал, во-первых. Но в то же время акварель, она дисциплинирует, здесь нельзя ошибаться, и я должен от первого до последнего мазка донести свои эмоции до зрителя, а как это сделать в акварели, без предварительного наброска, хранить свое эмоциональное состояние долго, и еще, чтобы затем все это написалось, это трудно. Да, это трудно, это самое трудное в акварели. Большая акварельная вещь, она безумно сложная для исполнения, я не делаю эскизов ни к одной своей работе, я ее должен увидеть сначала, а потом уже исполню. И все это хранить в эмоциональном состоянии, не переводить в рациональное координаты, иначе работа не затронет зрителя. Поэтому я могу несколько дней ходить, думать, и только когда в уме увидишь всю картину целиком, только тогда начинаю работать. Вот как было с большой акварелью «Осень», что на этой выставке, она не с натуры написана, я увидел сначала одно на природе, одну деталь, потом добавил еще что-то. Несколько дней живешь в раздумьях, не спишь ночами даже, потом начинает что-то складываться и получаться
А о Сочи Вы можете рассказать?
—Да, у меня связь с Сочи такая, что никогда вы об этом даже не подумаете. Моя мама где-то, с двадцать девятого или тридцатого года, до 19 лет жила в Сочи, в самом центре города, улица Пионерская, дом этот до сих пор стоит. Да, там сегодня живет много семей, поразительно, там даже мало что изменилось. Мои родные там жили, они жили так, как все. Мой дед, мамин отец был начальником железной дороги вплоть до тридцать седьмого года в Сочи. А в тридцать седьмом году за анекдот его посадили, и он сидел вплоть до пятьдесят шестого года, была полная конфискация имущества, у них остались железные кровати, стол и несколько стульев, все остальное было конфисковано. Вот так моя мать с бабушкой остались, и войну они встретили здесь же, в Сочи. Мать у меня недавно ушла из жизни, и невозможно сейчас представить, что они голодали, в прямом смысле этого слова, все баржи, которые подходили к Сочи топились, немцев в самом городе не было, но с моря топилось все. Блокада эта продолжалось больше года, в Сочи очень тяжелая была блокада, жмых считался большим лакомством. Моя мать всегда по-особенному относилась к хлебу. Да это было все в Сочи, сегодня в это трудно поверить, как они все выжили, и потом это все помнили, всю свою жизнь. Я свое время фотографировал этот дом, правда не успел показать, этот вот дом, в котором бабушка моя прожила основную часть жизни, бабушка здесь моя работала бухгалтером. А потом они поменялись на Сергиев Посад, и с пятьдесят шестого года проживали уже в Сергиевом Посаде до окончания своих дней, и все время были мечты приехать сюда. Я в свое время приехал по просьбе матери, по ее адресу нашел этот дом, сделал фотографии, все с удивлением смотрели, что я тут делаю. Вот тут жила моя мама, но поколение уже сменилось, никто уже ничего не помнит.
А как фамилия Вашей мамы?
—Фамилия Тарасенко. Корни ее из станицы Суворовской, дед нашел в свое время там мою бабушку, так получилось. Он отучился железнодорожному делу в Санкт-Петербурге и поехал почему-то не на Запад после окончания, а поехал вот сюда, вниз, и там в станице Суворовской и повстречался с бабушкой. Когда-то сам Суворов собрал 300 солдат и 300 девиц, и обвенчал их, свадьбы сыграли, и вот так образовалась эта станица, по крайней мере, так рассказывали. И моя мама родом из этой станицы, потом они уезжали в Среднюю Азию, жили какой-то период там, потом приехали сюда. Знаете, у нее были бесконечные рассказы, Сочи, Сочи, это понятно. Это ее жизнь, где они так много всего пережили, испытали. Сейчас город слишком изменился, сейчас мало уже чего осталось от того времени, но вот все равно что-то есть. С городом Сочи, может быть, связаны и печальные воспоминания, но они очень родные.
Вот такое вот интервью с художником, действительно, печали много, но и радость есть, и гордость за наш народ!
Благодарим Вас, Сергей Николаевич, за беседу, желаем здоровья и творческих успехов во всех обширных сферах Вашей деятельности!