Блоги

ЗНАКОМСТВО С ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ


ЗНАКОМСТВО С ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ

Знакомство моё с Владимиром Семеновичем Высоцким также состоялось в период моей работы в санатории «Сочи», в кото­рый он поступил вскоре после своего триумфального исполне­ния роли Гамлета в одноименной трагедии Шекспира. 
Осмотрев его как врач, я убедился в крайне перенапряженном состоянии его нервной системы. Это было следствием чрезвычайных пере­грузок, связанных с непрерывными выступлениями на сцене, нескончаемыми съёмками в кинофильмах, натянутыми отноше­ниями с художественным руководителем театра на Таганке, в котором работал Высоцкий (Любимов был против участия Вы­соцкого в киносъемках) и перенесенной им тяжёлой операцией (хирурги Института имени Склифосовского боролись за сохра­нение ему жизни на протяжении 18 ча­сов).

Владимир Семёнович крайне нуж­дался в уединении, покое и тишине. В здравнице ему были созданы соответ­ствующие условия: одноместный но­мер, в который не проникал шум. Я порекомендовал ему принимать в течение нескольких дней умиротворя­ющие нервную систему так называе­мые транквилизирующие препараты. Он охотно согласился их принимать в предписанной мной дозировке.
Зная о невероятно высокой популярности Владимира Семёно­вича, я посоветовал ему как можно реже покидать свой номер и избегать, хотя бы в течение первой недели пребывания в санато­рии встреч, с его обитателями. Порекомендовал также взять в санаторной библиотеке книги развлекательного характера и ко­ротать время за их чтением.
Высоцкий выполнял все мои предписания. А к концу недели заявил, что он больше не в состоянии жить без общения с людь­ми. И он стал появляться на людях. Его мгновенно узнавали, просили спеть какие-либо песни из его репертуара. Он согла­сился выступить после ужина в кино-концертном зале санато­рия.

К назначенному времени зал был переполнен отдыхающими и сотрудниками санатория. 
Я присутствовал на этом импровизи­рованном концерте. Когда на сцену вышел вышел среднего роста атлетически сложённый артист с гитарой в руках, зал взорвался аплодисментами. Выступление свое Владимир Семёнович начал с чтения собственных стихов. Первым из прочитанного им была «Высота», озвученная им в одноименном кинофильме (в кино он её напевал под собственный аккомпанемент на гитаре, но здесь предпочёл её прочитать). Хорошо поставленный голос и пре­красная дикция придали стихотворению особую прелесть.
Затем он прочитал несколько стихов по военной тематике. Читал так убедительно, что создавалась иллюзия - будто высту­пает непосредственный участник Великой Отечественной войны (а ведь к началу войны ему было всего три с половиной года). Такова была сила творческого перевоплощения большого арти­ста. 
Один из присутствующих в зале всё-таки спросил его - на чём зиждется такое глубокое осмысление им военной поры в жизни нашей страны? 
Владимир Семёнович ответил: на расска­зах отца, участника Великой Отечественной с первого ее дня до последнего, кавалера двух десятков боевых наград и дяди - родного брата отца, такого же ветерана войны и кавалера орде­нов и медалей за ратные подвиги.
Артисту был задан и такой вопрос - откуда у него такая пре­красная и богатая русская речь? Ответ был: прежде всего от ма­тери - Нины Максимовны Серегиной, женщины с высшим гу­манитарным образованием, работавшей в одном из столичных научно-исследовательских институтов.
Прозвучал ещё вопрос, заданный, по-видимому, из чистой любознательности — связана ли фамилия «Высоцкий» с каким- нибудь определенным фактом или понятием? 
Последовал ответ: связана, а именно - с находящимся в Белоруссии небольшим городком «Высокое» в Брестской области. Мои предки по от­цовской линии - выходцы из тех мест.
Задан был ещё один вопрос: Как Вы стали актером? Последо­вал ответ: душа рвалась на сцену чуть ли не с детства. Восьми­классником я стал посещать драматический кружок, руководил которым артист Академического художественного театра Бого­молов. Но к окончанию средней школы, родители настояли, чтоб я поступил в Инженерно-строительный институт. Не бу­дучи в состоянии противиться (правда - лишь до поры, до вре­мени) родительской воле, я стал студентом МИСИ, но уже через несколько месяцев покинул институт и поступил в школу- студию при МХАТе. В ней моими наставниками были выдаю­щийся мастер сцены Массальский и не уступающие ему в актер­ском мастерстве Комиссаров и Вершилов.

Поскольку вопросов больше не последовало, Высоцкий при­ступил к исполнению авторских песен. Были среди них и весе­лые шуточные (о моногамии, то есть - единобрачии, и песенка о переселении душ), и весьма серьезные и глубоко содержатель­ные, например - «Сорок девять дней» (она посвящена мужеству четырёх советских солдат, унесенных в открытое море на поте­рявшем управление военном суденышке; они дрейфовали в оке­ане 49 дней, пока не были подобраны спасателями). 
Не уступала ей по глубине полная трагизма песня «Братские могилы». Он столько вкладывал в её исполнение душевных сил, что вены на его шее вздувались до опасных пределов.
Владимир Семенович исполнил ещё несколько полюбившихся публике песен из кинофильмов, в которых он снимался и в ко­торых он впервые их исполнил.
Уже после выписки Высоцкого из санатория «Сочи», спустя ряд лет я узнал о выступлениях Владимира Семёновича с ис­полнением своих песен в Бруклинском колледже в Нью-Йорке. Особым успехом пользовались «Кони привередливые», «Купола» и «Охота на волков».

Он выступал с концертами также в Канаде, Мексике и на Таи­ти. Подсчитано, что он дал почти полторы тысячи концертов в СССР и за его рубежами. Владимир Семенович был горячим патриотом России. При желании он мог остаться и безбедно жить в любой зарубежной стране, в которой ему довелось вы­ступать, тем более, что женат он был на гражданке Франции. Но у него даже мыслей об этом не возникало. Он ощущал себя неотъемлемой частью России.
Высоцкий практически до последних дней своей жизни вы­ступал на сцене театра на Таганке, с которым он успел объез­дить Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию и Польшу. Он исполнял серьезнейшие роли: кроме уже упоми­навшегося Гамлета - роль Галилео Галилея в драме Бертольда Брехта «Жизнь Галилея», Лопахина в «Вишневом саду» Антона Павловича Чехова, Дон Гуана в «Каменном госте» А.С.Пушкина и др.
Из его работ в кино наиболее удачной, содержательной и впечатляющей, по моему субъективному и непрофессионально­му мнению, было исполнение им роли следователя в фильме «Место встречи изменить нельзя».

image
Владимир Высоцкий Кадр из фильма

Колоссальные перегрузки, чрезмерное курение (на протяже­нии многих лет он выкуривал не менее пачки сигарет в день) и эпизодическая склонность к возлияниям подточили его здоро­вье. В ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий тихо скончался во сне. Ему было всего 42 года. 
Хоронили его на Ва­ганьковском кладбище при небывалом стечении народа. 
Его французская жена с русскими корнями Марина Влади, присутствовавшая на проводах мужа в последний путь, отметила в книге, посвященной Володе, что видала на своем веку - как хо­ронили королей и принцев, но ничего подобного не видела в прошлом.
Посмертно был издан сборник избранных стихов Высоцкого «Нерв» под редакцией Роберта Рождественского. 
Посмертно же Владимиру Семёновичу была присуждена Государственная премия СССР.

В последние годы вышло еще несколько сборников его сти­хов: «Песни и стихи Владимира Высоцкого», «Гамлет с гита­рой», «Я люблю - и, значит, я живу», «Венские каникулы», «Се­ребряные струны», «Избранное» и др.

Спустя 30 лет после смерти Володи (в 2010 году) ВЦИОМ провел опрос общественного мнения. 
Респондентам задап был единственный вопрос - «Кого Вы считаете кумирами XX века?». Первое место среди заявленных кумиров занял Гагарин, а вто­рое - Высоцкий.

В 2018 году, к 80-летию со дня рождения Владимира Семё­новича, одной из улиц Москвы в районе Таганки присвоено имя Высоцкого и открыт музей с обширной экспозицией, отражаю­щей вехи жизни выдающегося актёра, одарённого ещё и писа­тельским даром.
Отрадно, что страна бережно хранит память о Владимире Се­мёновиче Высоцком.

Книга «Памятные встречи с неординарными людьми» Г.К. Цверианишвили

Фото: рунет свободное

Представлено автором для сетевого издания «Звезда Сочи»
КОПИЛКА ДОБРА И ЗНАНИЙ