ЗНАКОМСТВО С ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ
Знакомство моё с Владимиром Семеновичем Высоцким также состоялось в период моей работы в санатории «Сочи», в который он поступил вскоре после своего триумфального исполнения роли Гамлета в одноименной трагедии Шекспира.
Осмотрев его как врач, я убедился в крайне перенапряженном состоянии его нервной системы. Это было следствием чрезвычайных перегрузок, связанных с непрерывными выступлениями на сцене, нескончаемыми съёмками в кинофильмах, натянутыми отношениями с художественным руководителем театра на Таганке, в котором работал Высоцкий (Любимов был против участия Высоцкого в киносъемках) и перенесенной им тяжёлой операцией (хирурги Института имени Склифосовского боролись за сохранение ему жизни на протяжении 18 часов).
Владимир Семёнович крайне нуждался в уединении, покое и тишине. В здравнице ему были созданы соответствующие условия: одноместный номер, в который не проникал шум. Я порекомендовал ему принимать в течение нескольких дней умиротворяющие нервную систему так называемые транквилизирующие препараты. Он охотно согласился их принимать в предписанной мной дозировке.
Зная о невероятно высокой популярности Владимира Семёновича, я посоветовал ему как можно реже покидать свой номер и избегать, хотя бы в течение первой недели пребывания в санатории встреч, с его обитателями. Порекомендовал также взять в санаторной библиотеке книги развлекательного характера и коротать время за их чтением.
Высоцкий выполнял все мои предписания. А к концу недели заявил, что он больше не в состоянии жить без общения с людьми. И он стал появляться на людях. Его мгновенно узнавали, просили спеть какие-либо песни из его репертуара. Он согласился выступить после ужина в кино-концертном зале санатория.
К назначенному времени зал был переполнен отдыхающими и сотрудниками санатория.
Я присутствовал на этом импровизированном концерте. Когда на сцену вышел вышел среднего роста атлетически сложённый артист с гитарой в руках, зал взорвался аплодисментами. Выступление свое Владимир Семёнович начал с чтения собственных стихов. Первым из прочитанного им была «Высота», озвученная им в одноименном кинофильме (в кино он её напевал под собственный аккомпанемент на гитаре, но здесь предпочёл её прочитать). Хорошо поставленный голос и прекрасная дикция придали стихотворению особую прелесть.
Затем он прочитал несколько стихов по военной тематике. Читал так убедительно, что создавалась иллюзия - будто выступает непосредственный участник Великой Отечественной войны (а ведь к началу войны ему было всего три с половиной года). Такова была сила творческого перевоплощения большого артиста.
Один из присутствующих в зале всё-таки спросил его - на чём зиждется такое глубокое осмысление им военной поры в жизни нашей страны?
Владимир Семёнович ответил: на рассказах отца, участника Великой Отечественной с первого ее дня до последнего, кавалера двух десятков боевых наград и дяди - родного брата отца, такого же ветерана войны и кавалера орденов и медалей за ратные подвиги.
Артисту был задан и такой вопрос - откуда у него такая прекрасная и богатая русская речь? Ответ был: прежде всего от матери - Нины Максимовны Серегиной, женщины с высшим гуманитарным образованием, работавшей в одном из столичных научно-исследовательских институтов.
Прозвучал ещё вопрос, заданный, по-видимому, из чистой любознательности — связана ли фамилия «Высоцкий» с каким- нибудь определенным фактом или понятием?
Последовал ответ: связана, а именно - с находящимся в Белоруссии небольшим городком «Высокое» в Брестской области. Мои предки по отцовской линии - выходцы из тех мест.
Задан был ещё один вопрос: Как Вы стали актером? Последовал ответ: душа рвалась на сцену чуть ли не с детства. Восьмиклассником я стал посещать драматический кружок, руководил которым артист Академического художественного театра Богомолов. Но к окончанию средней школы, родители настояли, чтоб я поступил в Инженерно-строительный институт. Не будучи в состоянии противиться (правда - лишь до поры, до времени) родительской воле, я стал студентом МИСИ, но уже через несколько месяцев покинул институт и поступил в школу- студию при МХАТе. В ней моими наставниками были выдающийся мастер сцены Массальский и не уступающие ему в актерском мастерстве Комиссаров и Вершилов.
Поскольку вопросов больше не последовало, Высоцкий приступил к исполнению авторских песен. Были среди них и веселые шуточные (о моногамии, то есть - единобрачии, и песенка о переселении душ), и весьма серьезные и глубоко содержательные, например - «Сорок девять дней» (она посвящена мужеству четырёх советских солдат, унесенных в открытое море на потерявшем управление военном суденышке; они дрейфовали в океане 49 дней, пока не были подобраны спасателями).
Не уступала ей по глубине полная трагизма песня «Братские могилы». Он столько вкладывал в её исполнение душевных сил, что вены на его шее вздувались до опасных пределов.
Владимир Семенович исполнил ещё несколько полюбившихся публике песен из кинофильмов, в которых он снимался и в которых он впервые их исполнил.
Уже после выписки Высоцкого из санатория «Сочи», спустя ряд лет я узнал о выступлениях Владимира Семёновича с исполнением своих песен в Бруклинском колледже в Нью-Йорке. Особым успехом пользовались «Кони привередливые», «Купола» и «Охота на волков».
Он выступал с концертами также в Канаде, Мексике и на Таити. Подсчитано, что он дал почти полторы тысячи концертов в СССР и за его рубежами. Владимир Семенович был горячим патриотом России. При желании он мог остаться и безбедно жить в любой зарубежной стране, в которой ему довелось выступать, тем более, что женат он был на гражданке Франции. Но у него даже мыслей об этом не возникало. Он ощущал себя неотъемлемой частью России.
Высоцкий практически до последних дней своей жизни выступал на сцене театра на Таганке, с которым он успел объездить Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию и Польшу. Он исполнял серьезнейшие роли: кроме уже упоминавшегося Гамлета - роль Галилео Галилея в драме Бертольда Брехта «Жизнь Галилея», Лопахина в «Вишневом саду» Антона Павловича Чехова, Дон Гуана в «Каменном госте» А.С.Пушкина и др.
Из его работ в кино наиболее удачной, содержательной и впечатляющей, по моему субъективному и непрофессиональному мнению, было исполнение им роли следователя в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Владимир Высоцкий Кадр из фильма
Колоссальные перегрузки, чрезмерное курение (на протяжении многих лет он выкуривал не менее пачки сигарет в день) и эпизодическая склонность к возлияниям подточили его здоровье. В ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий тихо скончался во сне. Ему было всего 42 года.
Хоронили его на Ваганьковском кладбище при небывалом стечении народа.
Его французская жена с русскими корнями Марина Влади, присутствовавшая на проводах мужа в последний путь, отметила в книге, посвященной Володе, что видала на своем веку - как хоронили королей и принцев, но ничего подобного не видела в прошлом.
Посмертно был издан сборник избранных стихов Высоцкого «Нерв» под редакцией Роберта Рождественского.
Посмертно же Владимиру Семёновичу была присуждена Государственная премия СССР.
В последние годы вышло еще несколько сборников его стихов: «Песни и стихи Владимира Высоцкого», «Гамлет с гитарой», «Я люблю - и, значит, я живу», «Венские каникулы», «Серебряные струны», «Избранное» и др.
Спустя 30 лет после смерти Володи (в 2010 году) ВЦИОМ провел опрос общественного мнения.
Респондентам задап был единственный вопрос - «Кого Вы считаете кумирами XX века?». Первое место среди заявленных кумиров занял Гагарин, а второе - Высоцкий.
В 2018 году, к 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича, одной из улиц Москвы в районе Таганки присвоено имя Высоцкого и открыт музей с обширной экспозицией, отражающей вехи жизни выдающегося актёра, одарённого ещё и писательским даром.
Отрадно, что страна бережно хранит память о Владимире Семёновиче Высоцком.
Книга «Памятные встречи с неординарными людьми» Г.К. Цверианишвили
Фото: рунет свободное
Представлено автором для сетевого издания «Звезда Сочи»