Блоги

НЕ ВНЕМЛИ МНЕ!


Вечер балета XIII зимнего фестиваля искусств Башмета. «Мать» («The Mother») в Зимнем театре.

Сказка великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «История одной матери», написанная более 170 лет назад, практически неизвестна русскому читателю. Маленькая по объему и вместившая, тем не менее, огромную философию сказочная история рассказывает удивительный сюжет, наводящий на глубокие размышления о жизни и смерти, о доле человека на Земле.
«История одной матери» сказка о том, что ребенок одной матери смертельно заболел, и, узнав, что Смерть собирается забрать его с собой, женщина пошла искать ее, чтобы воспрепятствовать этой трагедии. В пути женщина встречала тех, кто указывал ей верную дорогу, но каждый раз героиня сказки должна была отдать что-то самое ценное: глаза, волосы, силу. В итоге мать дошла до дома Смерти и встретилась с ней...

Хореограф Артур Пита вдохновился сказкой Андерсена под впечатлением от рисунков итальянского художника. Для воплощения переложения «История одной матери» на балетную историю он обратился к Натальи Осиповой, российской артистке балета, приме-балерине Лондонского Королевского балета. Наталья Осипова входит в пятерку лучших балерин мира, сумевших покорить знаменитые европейские сцены.
Этот необычный трагичный спектакль о матери, отправившейся за своим ребенком по следам смерти – плод творческих усилий целой команды: сценарист Анна Рулевская, художник-постановщик Ян Сеарба, композиторы и музыканты мультиинструменталисты. Исполнитель партии Смерти - номинант премии Лоуренса Оливье и лауреат «Critics’ Circle National Dance Award», английский танцовщик, балетмейстер и драматический актер Джонатан Годдар.

Сказка Андерсена, несмотря на столь трагичный сюжет написана тонко, лирично без педалирования ужасных подробностей горя и повествует о той силе материнской любви, пред которой склоняется даже Смерть. Но даже ей не подвластна рука Бога.

Балет, искусство которое должно покорять зрителя и своей техникой, и музыкой, и артистичным исполнением. И в то же время и удивлять чем-то новым и неожиданным.
Балет «Мать» удался уже тем, что история перенесена в наше время, спустя более чем сто семьдесят лет после своего написания, где происходят мировые отечественные войны, ядерные бомбежки и испытания, локальные войны, где не ценится и не оберегается мир на планете. Мир, который рожден и вскормлен молоком матерей земли.

- Вот вам, смотрите, - кидает в зрительный зал хорроровские эффекты зрителю талантливый португальский хореограф, - смотрите, что нет тех мучений, которые не смогла бы перенести мать, желая отнять ребенка из цепких лап смерти.
Да, смотреть это страшно, но не страшнее чем этот сегодняшний мир.

Но способна ли жалость к матерям остановить взрослых бездушных сыновей?
Как вы думаете, каков будет ответ?

Мне, как музыканту, балет не просто понравился, он произвел огромное впечатление.
Все настолько красиво и естественно вписано в эту драматичную историю, и декорации, и свет, и необыкновенная музыка "metaleraс" с потрясающим исполнением вживую двух техничных мультиинструменталистов Фрэнка Муна и Дэвида Прайса.
Особенно великолепны танцоры: хрупкая прима Наталья Осипова и ее партнер Джонатан Годдар, который танцевал в балете и все другие женские партии. Их единение было необыкновенным, они держали зал в постоянном напряжении, поэтому спектакль смотрелся на одном дыхании. Фабула сказки трагичная, все визуальные эффекты усиливали драматику воздействия на зрителя, туман, кровь, трагичная музыка, все смотрелось как страшный сон, отсылало к визуальной составляющей известного канадского фильма ужасов «Сайлент Хилл», получивший и высокие оценки кинокритиков, и не меньше негативных.

Надо иметь определенную смелость, чтобы одеть драматичную сказку Андерсена в живую одежду балета. Поэтому спектакль из серии поразительных. Он срубает и долго не отпускает. Но и наполняет каким-то вдохновением, особенно, если сам занимаешься творчеством.
Спектакль определенно не для детей, и даже не для всех взрослых.

Не внемли мне, когда я прошу о чем-либо, не согласном с твоею все благою волей! Не внемли мне! Не внемли мне! -
- обращение матери к творцу в конце сказки.

И мрачный свет всего спектакля в его финале сменяется на светлый.
Фестиваль Башмета это событие для Сочи!

Владимир Тронов для «Звезды Сочи»
Фото: Александр Фролов

image
image
БАШМЕТ БЫЛЬ