Блоги

Шестой Международный конкурс молодых композиторов, посвященный Альфреду Шнитке и Святославу Рихтеру - результаты

В рамках XIII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи, 12–23 февраля, Юрий Башмет представил VI Международный конкурс молодых композиторов, посвященный памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера.

В Органном зале Сочи, 20 февраля, прошел Международный конкурс молодых композиторов, посвященный Альфреду Шнитке и Святославу Рихтеру.
Двух великих отечественных музыкантов ХХ века, принадлежащих к разным поколениям и творческим областям музыкального искусства, объединяют не только общие немецкие корни. Оба прожили насыщенную творческую жизнь, полную ярких взлетов и драматических моментов, при этом оказали огромнейшее влияние на мировое искусство, где, каждый шел своим путем, и часто против течения, не вписываясь в установленные каноны советского искусства.

- Объединяла двух музыкантов также тяга к камерной музыке. Известна страсть Святослава Рихтера к ансамблевому исполнительству, среди его партнеров на сцене неоднократно были крупнейшие инструменталисты его времени. Автор масштабных ораториальных и симфонических полотен, Альфред Шнитке с особым трепетом сочинял камерные опусы; его фортепианный квинтет и сегодня остается одним из самых репертуарных сочинений конца ХХ столетия, - отмечают организаторы конкурса, прошедшего в Сочи.

Основными задачами конкурса композиторов являются: содействие развитию музыкальной культуры в обществе, популяризация и распространение музыкального творчества, укрепление связей и обмен опытом с композиторскими организациями России и других стран. И, конечно, как в любом конкурсе большую роль играет элемент соревновательности, состязания в мастерстве и продвижение своего музыкального проекта.
Основными условиями конкурса было:
- участники должны представить одно собственное сочинение в свободной форме для фортепианного трио, квартета или квинтета (длительность 10 – 15 минут);
- к конкурсу допускались только не издававшиеся и не исполнявшиеся ранее сочинения;
- для участия в конкурсе от одного участника принималось только одно произведение.

В финал вышло семеро молодых композиторов из разных стран мира.
Победителем VI Международного конкурса молодых исполнителей стал Илья Марфин за Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели.
Вторую премию получил Кирилл Архипов за фортепианное трио Work of Time.
Третью премию разделили между собой Као Динь Тханг (Вьетнам) за фортепианный квартет «Временная линия» и Вера Петрова за фортепианный квартет.
Диплом получил Степан Игнатьев за «Четыре пьесы для фортепианного трио».

Финалисты представили сочинение в жанре фортепианного ансамбля длительностью 10-15 минут (трио, квартет или квинтет).
В жюри конкурса ведущие представители современного композиторского искусства – народный артист России, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, профессор Александр Чайковский; артистический директор Международного зимнего фестиваля искусств, профессор, народный артист СССР Юрий Башмет; выдающийся польский композитор и музыковед, в прошлом профессор Академии музыки в Кракове и Высшей школе музыки в Кельне, а ныне профессор Свободной академии искусств в Мангейме и Польской академии Образования Кшиштоф Мейер; бельгийский композитор, педагог и арт-менеджер, организатор и директор международных музыкальных фестивалей Патрик де Клерк.
В жюри вошли и представители более молодого поколения – белорусский композитор Валерий Воронов, ныне живущий в Германии; итало-швейцарский композитор Оскар Бьянки; доцент Московской консерватории, председатель «Клуба молодых композиторов МГК» Кузьма Бодров; композитор, лауреат премии «Золотая маска», преподаватель Московской консерватории им Алексей Сюмак; талантливый композитор из Японии, Тошио Хосокава.

Произведения молодых авторов исполнили в Органном зале Сочи музыканты «Новой России» Кирилл Кравцов и Михаил Фейхман (скрипка), Андрей Усов (альт), Александр Лунегов (виолончель), Олег Худяков (фортепиано).
Участие в турнире-конкурсе молодых композиторов - это великолепная возможность заявить о себе на музыкальном ринге, взяв на вооружение все советы мэтров музыкального и композиторского искусства, и творческий импульс для дальнейшего творческого развития.

Профессия композитора не публичная, не сценическая, любящая тишину. 
Тем не менее, музыкальные произведения нуждаются и в грамотной оценке, и великолепном исполнении, и умелом маркетинге.
Поэтому значение таких фестивалей как зимний международный фестиваль искусств Башмета в Сочи трудно переоценить!

Спасибо, Маэстро!
Алла Козлова

Использованы материалы: сайта wiafs.ru
БАШМЕТ БЫЛЬ