Блоги

«ТРИНАДЦАТОЕ ЧИСЛО СЧАСТЛИВОЕ…»

«Тринадцатое число счастливое…»
С этого нетривиального заявления Юрия Абрамовича началась пресс-конференция, посвященная 13-му «Зимнему Международному Фестивалю Искусств в Сочи». Познакомившись с программой, прямо скажу, меня охватил тихий ужас от масштаба, насыщенности и многочисленных премьер.

Разве можно, казалось, объять необъятное (?!).
Оказалось можно. Но только при условии, что больше ничего в эти дни не должно существовать. Я уже и раньше писала, что эти февральские фестивальные дни полностью взрывают город, приводя в движение все созидательные слои населения. Но, следует отметить, в этом году особенно заметны были в городе приезжие из столиц. Самим бы нам, сочинцам, было не «переварить» ни эмоционально, ни финансово эти замечательные незабываемые дни…

Традиционно (так было задумано с самого начала) открывает Фестиваль спектакль «Не покидай свою планету».



Это спектакль одного актера с оркестром по мотивам сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Спектакль аншлаговый. Заставляет задуматься и попытаться понять смысл жизни, недаром, по популярности в мире эта маленькая сказка соперничает с Библией. 
В главной (и единственной роли) выступает актер Константин Хабенский. Его внутренним голосом и вторым «Я» Юрий Башмет назначил самого себя в роли солирующего альта в сопровождении камерного оркестра «Солисты Москвы».

Зрителям спектакль, конечно же, запомнится, настолько он искренний и проникновенный. В какой-то момент человек (зритель), ассоциируя себя с главным героем, растворяется в пространстве и времени – не сон, не явь… Только ты и твоя душа перед тобой. В этом и есть сила искусства! 
Зал в этом сезоне (по словам маэстро Башмета) был «хорошим». Это значит, что слушали и слышали, а «не просто сидели тихо, что очень важно».


Гала-концерт - Открытие Фестиваля преподнес зрителям сразу две премьеры – концерт Майкла Наймана для флейты с камерным оркестром, партию флейты исполнил Массимо Марчелли (Италия), а также сюиту для китайского голоса со струнным оркестром, написанную двумя авторами Кузьмой Бодровым и Жии Вангом/
Перед зрителями выступил китайский певец, Ксиангпинг Ксиао, в национальном наряде исторической китайской оперы «Роль Дань», где женские роли традиционно исполняли мужчины. Симфоническую сюиту Хоакина Турины для фортепиано и струнных темпераментно исполнила Ксения Башмет.
Второе отделение порадовало «Иллюзий» для альта и симфонического оркестра, где в качестве солиста выступил маэстро Юрий Башмет, а также великолепной поэмой Эрнеста Шоссона для скрипки с оркестром, которую исполнила скрипачка из Южной Кореи, Клара Джуми Кан. 
Несколько слов о Всероссийском Юношеском Симфоническом Оркестре, за дирижерским пультом которого в этот вечер стоял дирижер из Эквадора, Фредди Кадена. Судя по тому, что оркестр, созданный Юрием Башметом, уже несколько лет способен выступать с приглашенными дирижерами, он достиг своей зрелости и, несмотря на юный возраст музыкантов, полностью приспособлен к гастролям. 
Звуковой баланс, темпоритм, динамика - все было безукоризненным. Оркестр продемонстрировал полную свободу и профессионализм.
Все мы видели, как происходило создание этого уникального коллектива, как отбирались по всей стране талантливые детишки (и даже из нашего города несколько человек вошли в оркестр путем тщательно отбора). Мы следили за их гастролями в Японии, и в других странах Тихоокеанского региона, а затем в Европе. 
На наших глазах дети вырастали в юношей и девушек, настоящих мастеров. 
Потрясающий эксперимент и огромная ответственность маэстро за их судьбы!



Второй день Фестиваля принес нам жаркое тепло Африки, погружая в стилистику фольклора.
Моно-концерт исполнительницы из Западной Африки, Соны Йобартер (Гамбия) захватил зрителей целиком и не отпускал до конца концерта. Сона – исполнительница на африканской 21-струнной арфе. Она экспериментирует не только в исполнении фольклорной музыки, но также блюз, африканская поп-музыка синтезируются ею в поразительные эффекты. Хочется отметить, что это ее первый концерт в России и нам особенно приятно, что знакомство с нашей страной она начинает с Сочи.


Жанр моно-спектакля с участием оркестра у Юрия Башмета в этом году получил новое развитие. В третий день Фестиваля при полном аншлаге прошел спектакль «Ван Гог. Письма к брату».
Читал письма народный артист России, Евгений Миронов.
Никто не сомневался, что он создаст шедевр.
Но то, что ему удастся перевоплотиться в самого несчастного при жизни (и самого продаваемого после смерти) художника было поразительно. Так передать простыми средствами актерской игры ощущение художника, его мир, его невыразимую тоску по человеческой любви, его фанатическое следование правде цвета, и обожание божественного промысла в создании самой природы…
Все несчастья Ван Гога и сама его болезнь, от которой он умер очень рано, были следствием самой страшной причины – одиночества.
Спектакль прошел на одном дыхании. Все были потрясены, и в моменты, когда уже чувства переполняли актера, и невозможно было произносить слова, вступала музыка (солирующий альт, конечно же, в исполнении Юрия Башмета).
Оркестр не был фоном, он участвовал в процессе и дополнял, и заполнял не выраженные словами эмоции.
Отдельно нужно отметить великолепные фоны на заднем экране – это выдержки уникального мультфильм-эксперимента, за два года съемок которого, сто художников из Польши и Великобритании создали 62450 картин о последних днях жизни Винсента в технике самого великого художника - «Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017г.). 
Это к вопросу о «синтезе искусств», которым славен наш Фестиваль.



Четвертый день фестиваля подарил нам балет Артура Пита (Португалия), созданный по адаптации грустной сказки Андерсена «История одной матери».
Главную партию исполнила прима балерина Лондонского королевского балета, Наталья Осипова. Она – известная балерина классического балета, но в данном спектакле ей удалось выступить в новом амплуа, проникнуть в стилистику «contemporary dance».
Ее исполнение было искренним и проникновенным, и эта уже не первая ее работа в содружестве с Артуром Питом. 
Немного о сюжете: вокруг несчастной матери, засыпающей у кроватки умирающего ребенка, разворачивается сонм образов – смерть, доктор, бабушка, садовник, паромщик, ведьма, любовник (все их мастерски исполнил танцовщик Джонатан Годдар). Самоотверженная мать отправляется за смертью в погоню, и на мгновение кажется, что она способна отвоевать свое чадо у смерти… 
Но история заканчивается трагически.
Я немедленно захотела перечитать все сказки Андерсена, ведь в чем сила настоящего искусства?
В мотивации.
И именно поэтому мы ходим в театр.


Если бы Фестиваль Юрия Башмета состоял всего лишь из одного представления, хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском», то он уже воспринимался бы как грандиозное событие года, не считая всего остального.
Это представление – подлинный шедевр!
Шедевр во всем, в том, как он задуман, поставлен, спродюсирован, и как исполнен. Признаться, мне ни разу не доводилось видеть на сравнительно небольшой сцене Зимнего театра города Сочи одномоментно столько народу.
Представьте только – шесть хоров было заявлено в буклете! (один из них, как потом оказалось, не смог приехать). Это: Камерный хор московской консерватории (Художественный руководитель и главный дирижер, профессор Александр Соловьев); Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» (Художественный руководитель и главный дирижер, Иван Стольников, хормейстер, Анна Тинибекова); Тульский Государственный хор (Художественный руководитель Александр Соловьев, Главный дирижер, Георгий Августинович, Главный хормейстер, Сергей Сидоренко, Хормейстеры, Сергей Васильев и Алексей Зайцев); Государственная хоровая капелла республики Абхазия (Художественный руководитель, Нора Аджинджал); Народный хор дневного отделения кафедры хорового и сольного пения РАМ им. Гнесиных (Руководитель – заслуженная артистка РФ, профессор, Светлана Игнатьева, хормейстеры – профессор, Елена Байкова, старший преподаватель, Светлана Белова); Мужской хор центрального пограничного ансамбля ФСБ России (Художественный руководитель, народный артист России, Андрей Капралов, главный хормейстер, Максим Попов).
Кроме хоров – пластический театр Алишера Хасанова «Мим-оркестр» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», дирижер и солист Юрий Башмет.
В роли Ярослава Мудрого – актер Андрей Мерзликин и главная интрига действа – два контратенора, Владимир Магомадов и Олег Рябцов.
За дирижерским пультом оперы выступил Денис Власенко.
Всего около 150 человек (а может и больше)! Отработать такой состав, собрав все в одно целое, в один весьма замысловатый сюжет задача монументальная.

Зритель был поставлен, буквально, «в чистое поле» XI века и перед ним – временной gap… События разворачиваются у него перед глазами, и он в их центре: кто убил братьев Бориса и Глеба, которые мирно жили в Вышгороде, в стольном городе своего брата Святополка?! Почему Святополк в летописях прозван «Окаянным»?!
В истории Древней Руси этого периода, больше вопросов, чем ответов. Но мы признаем версию летописца и справедливость Ярослава, прозванного «Мудрым», так как он объединил Русь. Что было на самом деле, теперь никто не узнает. Но ясно одно – Борис и Глеб были умерщвлены коварно и несправедливо и стали первыми русскими Святыми.
Теперь о том, как было подано действо оперы: В Вышгороде смута, убиты три родных брата, причем в смерти первых двух обвиняют Святополка («Окаянного»), и за это он тоже был убит. Приезжает Ярослав. Ему предстоит (говоря современным языком) инаугурация. Он уже князь Киевский и пытается объединить все русские княжества под своим началом. Народ не сразу, но внемлет. Ярослав находит нужные слова, и народ идет за ним. Сюжет не замысловат, но подтекстов в нем не счесть. Кто окружает князя, кто все эти люди? Бояре Святополка, а среди них затесались наемные убийцы, варяги. Вокруг княжества лесные разбойники, а там дальше печенеги. Проблем великое множество. Тут приходится быть реально хитрым дипломатом. Где надо и силу показать, а где-то должностями поманить…
В роли Ярослава (в последствии названного «Мудрым») выступил Андрей Мерзликин. Он единственный не пел в опере, а проговаривал свой текст. На его стороне популярность звезды телесериалов, против него – масштаб музыкальной эпопеи... 
Но Андрей справился.
Однако главными действующими героями оперы, безусловно, стали два конратенора, Владимир Магомадов (победитель второго телевизионного конкурса вокалистов «Большая опера-2013») и Олег Рябец. Они появились в сиянии светового квадрата (так была стилизована верхняя центральная часть сцены), в великолепном дуэте и, в завершении спектакля (так было срежиссировано), сами стали иконой. Просто потрясающая находка!
Смерть братьев (как доносит предание, они были убиты во время молитвы), сопричастна христовым мучениям. Празднование памяти святым Церковь отмечает 24 июля с начала XII века. К слову сказать, хотя их отец, Киевский князь Владимир («Красное Солнышко») и был крещен как Василий в 986 году, канонизировали его как Святого равноапостольного князя Владимира примерно на сто лет позже, во второй половине XIII века.
Музыка спектакля невероятно хороша – это, с одной стороны, былинный стиль, но Александр Владимирович Чайковский не был бы самим собой, если бы ограничился «стилизацией под старину». Ведь в оркестре полный набор современных инструментов и все они проявились в полном масштабе современной аранжировки. Струнные переливались всеми своими красками, забираясь прямо в душу, и внезапные ударные, и медная группа (невероятно согласованная) взрывали зал, доводя свое крещендо до полного апофеоза. 
Воздух в зале был накален энергией исполнителей. Музыка, буквально, вдавила зрителей в кресла, и само время перестало существовать.
Такого мастерства исполнения никто не ожидал и после окончания действа зал встал!
Спектакль окончен. Зрители в потрясении.
Никто не хочет расходиться – аплодисменты, слезы и нескончаемые «Браво!», - так прошел пятый вечер Фестиваля в Зимнем театре Сочи.


Шестой день Фестиваля оказался «Женским днем» в полном смысле слова. 7 знаменитых (и всеми любимых) актрис разыграли перед зрителями семь историй из жизни реальных жительниц Сочи.
Все героини разных возрастов, но объединяет их одно – они жены.
И у каждой своя Love story. Семь историй, где смешное переплетается с трагическим, лирика – с драмой, реальность – с мечтами.
И еще они научили нас готовить, так как действие происходит на кулинарном шоу.
Разумеется, дело не обошлось без живой музыки.
Спектакль «Сочи. Не курортный роман» - это совместный проект Зимнего Фестиваля Башмета и МХАТ имени М. Горького. В ролях: Алика Смехова, Алиса Гребенщикова, Ирина Линдт, Анна Галинова, Лидия Кузнецова, Лариса Некипелова и Елизавета Базыкина.
Художественный руководитель постановки – Эдуард Бояков
Композитор – Кузьма Бодров.


В седьмой день Фестиваля был дан гала-концерт «Итальянское бельканто». Перед нами выступили пять перспективных оперных певцов из разных стран: Номбулело Йенде (сопрано, ЮАР); Виктория Каркачева (меццо-сопрано, Россия); Алек Карлсон (тенор, США); Деннис Чмеленски (баритон, Германия) и Герман Алькантара (бас-баритон,Аргентина).
Все эти исполнители объединены в Европейскую программу продвижения талантливых молодых оперных певцов под девизом «Опера во имя мира».
Они исполнили наиболее известные арии из итальянских опер композиторов Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини и Дж. Верди, классифицирующиеся уже более 350 лет, как BELCANTO (в переводе «прекрасное пение»).
Исполнение арий было на таком высоком уровне, что зрители хлопали как сумасшедшие, не отпуская каждого из исполнителей, и вызывая на поклоны по нескольку раз.
Концерт был прекрасным!
И, что-то мне подсказывает, что мы услышим эти имена еще не раз.
Это очень интригующе – присутствовать при рождении будущих звезд мировой оперной сцены!
За пультом оркестра «Новая Россия» в этот вечер стоял Дмитрий Корчак.



Восьмой день Фестиваля был подарком любителям Джаза.
В Сочи выступил 30-летний джазовый пианист Кристиан Сандс (США) со своим трио.
Концерт был посвящен его знаменитому предшественнику Эрролу Гарнеру, который считался выдающимся новатором и виртуозом джазового рояля в середине прошлого века. Влияние Гарнера испытали многие пианисты, в том числе Оскар Питерсон, Джордж Ширинг, Монти Александер, Ахмад Джамал, Эллис Ларкинс, Ред Гарланд, Марсиаль Соляль, Дэйв Брубек.
Перед нами развернулся настоящий творческий процесс, так как в джазе нет ничего раз и навсегда застывшего. Музыканты «творили джаз» (фраза из интервью Кристиана Сандса), прямо на глазах у восхищенных зрителей.

«Я начинал учиться на классическом репертуаре, играл Шопена, Моцарта, но иногда мой учитель стал замечать, что я варьирую фигурации то одной, то другой руки, и он устал делать мне замечания. Тогда он предложил моим родителям отправить меня на уроки джаза, потому что я любил творить», - рассказал музыкант.

Постепенно пришло понимание, что джаз – это его жизнь и музыкант создал свое трио, с которым успешно выступает по всему миру.
Вечер прошел замечательно, зрители были вовлечены и аплодировали прямо во время импровизаций!



В девятый день Фестиваля мы присутствовали на очередной премьере.
Впервые в Сочи приехал популярный (и известный всей Европе) оркестр LA MAGNIFICA COMUNITA (Италия), исполняющий музыку эпохи барокко.
Программа, составленная из произведений Доменико Галло, Г.Ф.Генделя, Антонио Вивальди, Адольфа Хассе, была привязана к одной теме «Восток в зеркале музыкального барокко. Концерт-путешествие по следам Марко Поло». Имя великого итальянского путешественника заставило нас перенестись в XVIII век и представить, какими фантастическими для европейцев были в то время дальние страны Востока. 
И как его «Книга чудес света» вдохновляла современников-композиторов.

«… Я верю, что воля Божия была на то, чтобы мы вернулись, и народ мог узнать о вещах, которые есть на свете…», - и далее: «Я не сказал и половины того, что видел…» - писал путешественник.

Программа концерта отразила этапы путешествия Марко Поло: Венеция, Турция, Персия, Индия, Китай…
Арии в стиле экзотических сюжетов 18-го столетия исполнила звезда барочной оперы, Рафаэлла Миланези. Она поразила зрителей своим голосом, мастерством, темпераментом и невероятными нарядами, которые были стилизованы в духе тех стран, о которых написал Марко Поло. Причем все ее сценические костюмы были абсолютно современны и выдержаны в правильных тонах.
Они не отвлекали от ее великолепного пения, а дополняли музыкальные образы.
Художественный руководитель ансамбля (и сам играющий скрипач-виртуоз) – Энрико Касазза. Играющий дирижер – это не часто встречается сейчас, а в эпоху барокко это было естественно.
Текст читал Григорий Сиятвинда.

В этом концерте опять перед нами предстал синтез искусств, любимый и пропагандируемый в последние годы маэстро Юрием Башметом.
Такое ощущение, что здесь, в Сочи, Юрий Абрамович отрабатывает новые пути развития концертной деятельности в России. Он явно хочет не просто наполнить залы уже состоявшимися слушателями (профессиональными музыкантами и их семьями, как это происходит у нас сейчас), но привлечь новую волну людей, граждан своей страны, влюбленных в ее историю и в историю выдающихся мировых событий.
Так получается, что он, чуть ли ни «один в поле воин», кому это почему-то надо или интересно.
Как было бы хорошо, если бы чиновники России поддержали этот его порыв, развивая в своих городах и весях филармонические залы, приглашая выдающихся исполнителей, и сами посещали концерты со своими детьми, приближенными (и их детьми). Может быть тогда наступил бы новый расцвет культуры в нашей стране после диких 90-х…

А Сочи?!
Наш город, благодаря Олимпиаде, неожиданно приблизился к столицам, и мы каждый год захвачены культурным цунами Юрия Башмета.


Десятый день Фестиваля, детский.
Хорошо ли мы знаем наших детей?! Что нас разъединяет?! Что мешает современным детям в коммуникациях со сверстниками?! 
Попытаться ответить на эти вопросы задумал режиссер Александр Баркар в спектакле, который он поставил в Российском молодежном театре (РАМТ). 
Спектакль называется «Я хочу в школу». Авторы: Андрей Жвалевский и Евгений Пастернак.


И, наконец, парад звезд и премьер в заключительном Гала-концерте Фестиваля: в программе концерта был выдержан тот же принцип – «разноголосья культур, жанров, эпох и стилей», о котором не устает заботиться его артистический директор, Юрий Абрамович Башмет.
Открылся заключительный вечер увертюрой М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила» в исполнении Всероссийского Юношеского Симфонического оркестра. За дирижерским пультом в этот вечер работал итальянский дирижер Клаудио Ванделли. Данная увертюра очень сложна и очень популярна, кроме того, она способна мотивировать зал на предвкушение. Что и произошло.
Зрители были готовы воспринимать с восторгом все, что приготовил им концерт!

Далее прозвучала «Лесная тишь» Дворжака, для виолончели с оркестром (произведение малоизвестное, но невероятно красивое). Его трепетно и вдохновенно исполнил виолончелист из Швеции, Франц Хельмерсон.

Следующее произведение, «Пьеса для гитары», молодого швейцаро-итальянского композитора Оскара Бьянки, была для зрителей легким шоком. Она авангардна и неподготовленному человеку лучше было бы ее объяснить… Однако темперамент исполнителя, масса акустических эффектов и великолепное звучание оркестра сделали «невозможное возможным» – появилось спонтанное понимание между залом и музыкантом. Ради таких откровений стоит посещать концерты современной музыки. Они открывают новые границы и смыслы!

Следующее произведение, концерт №2 для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (для левой руки). Его не часто можно услышать, так как пианисту нужно решиться на такое. (Лично мне довелось до этого услышать его всего один раз, в Ростове на Дону его исполнил в 1972 году, тогда еще молодой, а ныне заслуженный-перезаслуженный профессор Московской консерватории, Дмитрий Башкиров.)
На нашем Гала-концерте произведение с непростой историей сыграл Санвоок Ким (Южная Корея).
Маэстро Башмет как-то сказал на пресс-конференции, что азиаты начинают нас переигрывать, но русская школа остается ведущей в мире из-за нашей ментальности.
Чтобы подтвердить это высказывание надо сравнить два-три-четыре исполнения, я по счастью смогла это сделать. Для многих этот концерт прозвучал впервые…
Ну что ж, «YoyTube» вам в помощь. Слушайте! Сравнивайте!

Следующую исполнительницу сочинская публика уже знает (и успела полюбить). Это Татьяна Самуил – скрипка, Бельгия. Она блестяще исполнила «Цыганские напевы» для скрипки с оркестром, П. Сарасате.

Закончилось первое отделение Гала-концерта Симфонией №1 (sinfonietta, 2004) Николо Кампогранде (Италия) в четырех частях. Эта миниатюрная симфония растопила все наши сердца, столько в ней света и радости. Особенно приятно, что композитор лично приехал в Сочи, чтобы впервые услышать свое произведение (это была мировая премьера)!
Второе отделение началось снова с потрясения авангардом – Тосио Хосокава, одноактная симфоническая зарисовка «УЗУ». С чем можно сравнить эту музыку (хотя сравнивать нехорошо), с музыкой сфер, с медитацией шамана, со звуками современного города?!
Новаторство и креатив мирового уровня.
Достаточно сказать, что одним из «инструментов» был таз с водой, в котором под микрофон музыкант методично зачерпывал воду и она ритмично (что удивительно) каплями стекала обратно в таз. Можно поспорить, к какой группе оркестра отнести это «чудо». Думаю – к ударным (?). Но было красиво и очень (по-японски) стильно.
Нужно добавить, что это тоже была мировая премьера.

Про следующее произведение, концерт для скрипки и альта с оркестром, М Бруха. Лучше ничего не писать/не говорить, так как исполнили его Михаела Мартин (скрипка) и Юрий Башмет (альт). Скажу только, что тем, кто был в зале, несказанно повезло!!
Когда работники сцены (невидимки, в черных костюмах, кстати) вынесли на авансцену новый инструмент для следующего номера, зрители были заинтригованы. Что это? И как на нем играть? Затем появилось множество небольших барабанов и подставка (похожая на канделябр), с маленькими металлическими тарелочками…
И вот, объявили произведение: «Tales from the center of earth» (Сказки из центра Земли), Н. Живкович, для маримбы и духового оркестра. Но как это описать?! Это было ТАК круто, что слов просто нет. Исполнил этот шедевр Небойша Живкович (Сербия), сам автор, как оказалось. Давайте разузнаем о нем побольше. Сербский композитор и перкуссионист. Изучал композицию, перкуссию и теорию музыки в Мангейме и Штутгарте. В 1987-1997 гг. преподавал в США. С 2003 г. заведующий кафедрой ударных инструментов в университете Нови-Сада (Сербия).
Справка: Перкуссионист - музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах. Перкуссия наравне с хлопанием в ладоши относится к древнейшим формам музицирования. Готовы ли мы были к этому?! Вот так сюрприз!
Завершающим произведением вечера была Увертюра Дж. Россини к опере «Сорока-воровка». К пульту вышел сам маэстро Башмет. И свершилось то самое очарование, которое сопоставимо только с восторгом искренней любви. 
Зал был в полном «отпаде».
Никогда еще Гала-концерт Фестиваля не был так насыщен, разнообразен и хорош!
***

Сценой Зимнего театра (Сочи) Фестиваль не ограничивается.
В дни Фестиваля в городе ежегодно разворачиваются интересные выставочные экспозиции, чаще всего приуроченные к датам. Они переносят зрителей в определенное пространство, знакомя с новыми данными о том или ином событии.
Эти «виртуальные музеи» очень важны для сочинцев. Они являются мощным просветительским инструментом и эмоциональным допингом.
Так выставка «Баллада о войне и Победе», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и о роли в ней людей искусства прошла в главном фойе Зимнего театра.
Привез ее в Сочи Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей).
Во время работы Фестиваля все без исключения зрители могли познакомиться с экспонатами и прослушать замечательную экскурсию.
Обычно говорят о победе в войне всего народа, но народ был не просто массой, в ней принимали участие и профессиональные люди искусства. Они, наравне со всеми, участвовали в боевых действиях, и, к сожалению, погибали.
Но война вызвала и невероятный творческий подъем писателей, композиторов, художников-карикатуристов, певцов. Всего в годы войны было сформировано около четырех тысяч фронтовых бригад, в которых были задействованы артисты всех жанров (в том числе и оперных). Ярчайшим примером героического творчества можно назвать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которая была создана и исполнена в блокадном Ленинграде.

В верхнем фойе Зимнего театра была развернута выставка «Жизнь П. И. Чайковского», предоставленная музеем-заповедником композитора, в Клину.
В этом году юбилей Чайковского, 180 лет со дня рождения, отмечает, без преувеличения, весь мир. Конечно, Фестиваль искусств не мог не захватить в свою орбиту это событие, так как «музыка Петра Ильича – по словам Надежды Филаретовны фон Мекк – бессмертна!»

Традиционная выставка видеоарта «Эхо Эко» прошла в рамках Фестиваля уже в 10-й раз.
Она привлекает любителей современных технологий и креатива. Экология здесь подразумевается не только в буквальном смысле. Она затрагивает аспекты экологии от психологического, до экономического и социального. Выставка проходила в нижнем фойе театра, где непрерывно работали 15 экранов, на которых были представлены 15 уникальных работ.

Помимо Зимнего театра Фестиваль Искусств Юрия Башмета обычно задействует все культурные площадки города. Много интересного и творческого происходило на территории Органного зала Сочинской филармонии, где были также развернуты специальные экспозиции и проходили семинары, конкурсы, мастер-классы.
Отдельно хочется выделить день армянской музыки: «Арам Хачатурян и композиторы армянской «пятерки» ХХ века».
Знакомство началось с семинара, затем была экскурсия посвященная данной теме, а закончилось все прошедшим с большим успехом концертом «ТРИО имени ХАЧАТУРЯНА» (Армине Григорян - фортепиано, Карена Шахгалдяна – скрипка, Карена Кочаряна – виолончель).
Концерт был составлен из произведений этой самой пятерки, которую современники называли «армянской могучей кучкой», в нее вошли Лазарь Сарьян, Александр Арутюнян, Эдуард Мирзоян, Адам Худоян, Арно Бабабджанян, и все они были студентами московской консерватории в классе Арама Хачатуряна.
Замечательных музыкантов-исполнителей трио в Сочи хорошо знают, помнят и любят. Уровень их мастерства мировой. Концерт прошел при полном аншлаге!

В один из дней Фестиваля площадка Органного зала стала «беговой». В этот день здесь прошел «Бетховен – марафон».
 В марафоне, составленном сплошь из произведений Бетховена, приняли участие молодые талантливые исполнители: Елизавета Украинская, Василий Степанов, Анна Савкина, Аделина Тазиева, Сергей Редькин, Леонид Железный, Никита Кожевников, Андрей Усов, Тимофей Доля, Равиль Ислямов, Камиль Мухаметдинов.

С большим зрительским интересом прошел в Органном зале «Турнир поэтов», а также концерт «Танцы с контрабасом».
В жанре музыкального соревнования выступили два исполнителя Артем Чирков – классический контрабас и Михаил Дзюдзе – контрабас-балалайка.
Фантастически здорово прошел концерт участников департамента народных инструментов!

Под эгидой «Фонда Президентских Грантов» была осуществлена программа по выявлению новых талантливых композиторов.
 В завершение программы прошел конкурс молодых композиторов под председательством композитора Александра Чайковского.
Первую премию и 100 тысяч рублей получил Илья Марфин за Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели.
Вторую премию и 60 тысяч рублей получил Кирилл Архипов за фортепианное трио Work of Time. Третью премию и 40 тысяч разделили между собой Као Динь Тханг (Вьетнам) за фортепианный квартет «Временная линия» и Вера Петрова за фортепианный квартет.
Произведения молодых авторов исполнили в Органном зале Сочи музыканты оркестра «Новая Россия» Кирилл Кравцов и Михаил Фейхман (скрипка), Андрей Усов (альт), Александр Лунегов (виолончель), Олег Худяков (фортепиано).

Кроме департамента композиции работали еще три «академии» - инструментального департамента, департамента народных инструментов и вокального департамента, которые также выявили лауреатов и дали свои гала-концерты, привлекшие внимание не только профессиональных музыкантов, но и жителей города.

Помимо выставок и лекториев в дни Фестиваля, как обычно, проходит образовательный курс лекций.
Это «Лаборатория видео-арта 2020», ведущий – Антонио Джеуза, о нем мы уже писали в предыдущие годы. Он сумел за короткий срок создать в Сочи сообщество людей, заинтересованных в производстве и показе видео-арт работ, которые можно без ограничений просматривать на www.sochivideo.art .

Помимо этого ежегодно в Сочи разворачивается «Зимняя школа поэтов». Это школа-интенсив, которую проводят в рамках Фестиваля известные современные поэты и литераторы, и что особенно заманчиво, по итогам курса слушатели выступают со стихами перед заинтересованной аудиторией.

Для продвижения культурных мероприятий разного уровня, в рамках Фестиваля ежегодно проводится фото школа и школа начинающих журналистов. Занятия проводятся для профессиональных и начинающих журналистов и фотографов совершенно бесплатно. Педагогами нынешнего года были Александр Тягны-Рядно и Владимир Вяткин.

Во время Фестиваля в городе работали просветительские лектории для молодежи – в Зимнем театре, в Органном зале, а также в Музее изобразительных искусств, и в залах колледжа искусств.

На одной из пресс-конференций прошлых лет Юрий Абрамович Башмет признавался, что с детства полюбил Сочи, куда его привозил родители. Он обрел здесь друзей, наслаждался морем и южными фруктами. Был абсолютно и беспричинно счастлив. Прошли годы, и теперь он приводит город Сочи в состояние полного счастья, радости и вдохновения. Вот такой круговорот счастья в природе…

Фестиваль окончен.
Всем спасибо!

НАТАЛЬЯ МОСПАНОВА для «Звезда Сочи»
Фото: ClassicalMusicNews.ru
Фото: Александр Фролов (2020)









2020-02-25 21:15 БАШМЕТ БЫЛЬ