Обратная связь

X

Задайте вопрос

+ 7 918-600-24-53
Почта zvezdasochi-news@yandex.ru

Главная Статьи Начало большого сезона

31.08.2019 Начало большого сезона

Начало большого сезона

Кажется, как будто вчера мы присутствовали на заключительном концерте Сочинского симфонического сезона 2018-2019.

Восхищались… Рукоплескали… И вот уже открытие нового сезона - 2019-2020. Время летит неумолимо. И наш оркестр под художественным руководством маэстро Антона Лубченко подготовил новую насыщенную программу, достойную лучших оркестров Европы и мира.

30 августа в Зимнем театре (Сочи), состоялся большой сбор гостей, любителей классической музыки. В программе – Чайковский, Мусоргский, Метнер. За роялем – лауреат многочисленных конкурсов Алексей Володин (Москва). В первом отделении были исполнены: П. И. ЧАЙКОВСКИЙ - "Франческа да Римини" симфоническая поэма по Данте (соч. 32), и его же Концертная фантазия для фортепиано с оркестром (Соль мажор, соч.56), которую еще называют 4-м концертом. Оба произведения редко исполняются, в силу особой стилистики авторских партитур – они «выпадают» из привычных форм и непросты для восприятия. "Франческа да Римини" – написана под впечатлением поэмы «Божественная комедия» Данте, а именно пятой песни, где герой, попадая во второй круг Ада, встречает там несчастных влюбленных Паоло и Франческу.

История подлинная – Франческу выдали замуж за Джанчотто Малатеста, правителя Римини, помимо ее воли. В доме мужа она влюбляется в его младшего брата Паоло. В поэме они долго стараются не смотреть друг на друга, но однажды в саду, когда они чинно и целомудренно читали книгу, их взгляды вдруг встретились, стремительно начался бурный роман. В один «прекрасный» день история вышла наружу. Муж застал влюбленных и убил обоих на месте. Симфоническая поэма начинается мощнейшей картиной Ада – вот грозный удар тамтама, нисходящий гаммообразный ход и разверзаются ворота. Музыка закручена, хаотична, она «ревет» и «стонет», перед нами почти полное отсутствие формы и только в середине произведения вступает очаровательная мелодия кларнета. По замыслу автора это печальный рассказ Франчески (Чайковский почти всегда физически сокрушался о судьбе своих героев). Очаровательная интродукция никого не оставила равнодушным, она, как свидетельствуют хроники, спасла первое исполнение от провала. Но затем вихрь Ада снова закручивает музыкальную ткань… Конец! Из Ада выхода нет.

Концертная фантазия для фортепиано с оркестром близка к фортепианному концерту, но у нее целый ряд своеобразных отклонений от классической формы. Первая часть - сонатное allegro с обычной экспозицией и репризой, но с заменой разработки обширной сольной каденцией, на всем протяжении которой оркестр молчит. Это новаторство или авторский эксперимент? Над этим ломали голову современники, но самое главное - это не стало в дальнейшем нормой. Великому Чайковскому «простили» его «фантазию», но влияние на последующие поколения она, безусловно, оказала. Раз «и так можно», композиторы стали смело взрывать нормы и создавать новые жанры. В свободно трактованной сонатной форме без разработки написана и вторая часть Фантазии, с виолончельной интродукцией, плавно перетекающей в финал. В тематике Чайковский верен себе – произведение носит в основном народно-жанровую окраску.

Во втором отделении нам посчастливилось услышать роскошную и труднейшую Фантазию (или, по другим источникам, музыкальную картину) «Ночь на Лысой горе» Модеста Петровича Мусоргского. О чем это произведение? «Подземный гул нечеловеческих голосов. — Появление духов тьмы и, вслед за ними, Чернобога. — Величание Чернобога и Черная служба. — Шабаш. — В самом разгаре шабаша раздаются отдаленные удары колокола деревенской церкви, они рассеивают духов тьмы. — Утро», это собственноручная рукопись М.П. Мусоргского. Но это был только замысел, в реальности же работа велась несколько лет, вначале задумывалась для фортепиано с оркестром, позднее ее части вставлялись в оперы (сон парубка Вакулы в «Сороченской ярмарке) и балет («Млада»). В результате, она была окончательно дописана великим композитором, как произведение исключительно для одного оркестра. В ее оркестровке было много помарок, так как композитор в то время вошел в свой трагический этап жизни, завершившийся душевной болезнью и помещением его в сумасшедший дом. И, как всегда, на помощь пришел лучший друг всех композиторов «Могучей кучки», и сам ее член, Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он отредактировал произведение, значительно изменив его по форме и содержанию. В редакции Римского-Корсакова «Ночь на Лысой горе» впервые прозвучала в первом концерте из цикла Русских симфонических концертов в Петербурге 15 октября 1886 года под его же управлением. Однако сочинской публике была представлена авторская редакция. И это впервые(!). Особо хочется отметить виртуозность произведения, это своего рода «полет шмеля», тест на зрелость оркестра. И оркестр, к чести, справился. Но как же тяжело было нашему дирижеру… Мы видели его мечущуюся фигуру на фоне оркестра и буквально чувствовали накал всех его человеческих и музыкантских эмоций. Вот это и есть тот самый «кайф», который получает зритель, приходя на концерты симфонической музыки.

Концерт Николая Метнера № 1 (c-moll, op. 33) – всегда испытание для музыкантов, так многослойна и многогранна музыка этого композитора. Родившись в России, и окончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, он самостоятельно и факультативно брал уроки по композиции у знаменитого композитора Антона Аренского. Впоследствии он эмигрировал из СССР, и постоянно гастролировал в Европе и США. Он много сочинял, впитывая в себя веяния различных культур. Творчество Метнера – это отражение событий ХХ века, с его разрушительными войнами и крушением страт. Наверняка, ему приходилось не раз разочаровываться, впадать в депрессию (не случайно он в расцвете своих творческих сил перенес инфаркт) и вновь возрождаться. Его музыка потому и трудна не только для исполнителей, но и для слушателей. Он постоянно искал новые формы и технически усложнял свои сочинения. Наш московский гость, солист Алексей Володин, прекрасно справился с музыкальным замыслом композитора, а Сочинский оркестр, под управлением маэстро Лубченко, его в этом замечательно поддержал.



Концерт посетила – Наталья Моспанова. Для "Звезда Сочи"

Фото: Виталий Пустовалов. СКФО.

69858613_2735031713196304_2318324862780702720_n.jpg

69826649_2735031569862985_3464289757318610944_n.jpg